Потерянная Абхазия

Мы много раз бывали в Абхазии, начиная с первых лет после войны с Грузией и заканчивая прошлым годом. Посещали не только известные курортные места, но и отдаленные, глухие поселения, куда не ступала нога отдыхающего. Общались с местными жителями, для того, чтобы выяснить их отношение к жизни, к отдыхающим, к россиянам, к своей стране и ее настоящему. Мы любим природу Абхазии, и нам хочется, чтобы у других людей она также вызывала только приятные эмоции, не омраченные неприятностями. Особенно после последних событий с Российскими отдыхающими (надеемся, Вы смотрите новости).

Надо сказать, что Абхазия как место отдыха, сильно отличается от других стран. Не зная некоторых особенностей взглядов местных жителей, Вы можете попасть в неловкие, а то и конфликтные ситуации. Поэтому, искренне желая Вам приятного отдыха, мы хотим поделиться с Вами своими знаниями, которые помогут Вам сэкономить деньги, время и нервы (что иногда важнее любых денег).

Вы спросите, почему Абхазия "потерянная"? Читайте этот материал, и Вы поймете, что сегодня эта прекрасная земля, казавшаяся раем еще несколько десятилетий назад, практически утрачена в том дивном, добром и безмятежном виде и для россиян, и для представителей других стран, и даже для самих абхазов.

Отдых в Абхазии. Советы туристам и отдыхающим

День 8

Прогулка по Гагре

В пять утра меня разбудил будильник. Лежа в постели, я прислушалась, и подумала, что что-то не так. Через секунду поняла, что не кричат петухи. Думаю - неужели всех птичек смыло и унесло ветром? Какой кошмар! Чуть позже я встала, и вышла на балкон. Там приоткрыла окно - и услышала, что петухи живы-здоровы. Я прям успокоилась. Мы стали вставать, завтракать, собираться - ведь в 8.25 отходил автобус на Гагру.

Мы взяли с собой купальные принадлежности, и пошли на остановку у рынка. Шел маленький дождик. Там ждали минут 10-15, успев заметить, что отсюда ездят прямые маршрутки до Сухуми и Нового Афона, куда мы тоже планировали наведаться. Пришел автобус, мы в него сели, и за 35 рублей поехали в Гагру. Все ехали сидя, я комментировала маме, что мы проезжаем. Повернули на поселок Цитрусовый, но тут выяснилось, что проехать нельзя - ураганом поперек дороги свалило толстое дерево. Так что водитель развернулся, и сразу поехал в Гагру.

В пути поинтересовались у шофера, работает ли еще наш знакомый Рафик Асатурович? Это тот человек, у которого мы в прошлые приезды покупали вкуснейший горный мед со своей пасеки. Оказалось да, работает, и телефон у него тот же. Пока ехали, прекратился дождь и расчистилось небо. Мы вышли на остановке в центре Гагры, и отправились на прогулку. До обеда мы успели обойти все окрестности центра, полюбоваться фонтаном, морем, пальмами, особняками, рассмотреть все сувениры в лавочках, и зверски проголодаться. Мы присели на скамейку отдохнуть и обсудить, где будем обедать. И тут рядом остановилась машина, и из нее вышли парень с девушкой. Они вытаскивали из такси свои сумки, и вдруг девушка на нас пристально посмотрела, и направилась в нашу сторону.

Батюшки, ахнули мы с мамой, это же ее ученица Наташа! Мы ее в Екатеринбурге все никак не могли найти, а здесь вот встретили! Они обнялись, радовались обе, как дети, разговаривали. Наташа очень похорошела, такая красавица. Она рассказала, что теперь работает стюардессой, а ее муж - в ГИБДД, поэтому у них бесплатный проезд (вернее, пролет) на самолете, и они решили недельку отдохнуть в Абхазии. Только вот никак не могли найти гостиницу, которую забронировали. Но потом мужу кто-то из прохожих подсказал, куда идти.

А мы решили посетить столовую в доме через дорогу от нас. Персонал хвастался, что их посетила программа «Ревизорро» и одобрила работу. Все бы хорошо, только ждать обслуживания пришлось достаточно долго, так как было много посетителей. Поели мы харчо, пюре с гуляшом, запили компотиком, все вместе на 370 рублей на двоих. Еда была довольно вкусной, вокруг чисто. Кстати, в Гагре мы обычно обедали в кафе, которое называется «У моря», где вкусные блюда, приемлемые цены и прекрасный вид с террасы. Но сейчас так проголодались, что просто не дошли до него.

Совет: Когда будете заказывать еду в кафе в Гагре, имейте в виду, что порции чаще всего достаточно большие, так что не переусердствуйте, а то из-за стола не встанете. Еще одна особенность - довольно долгое ожидание обслуживания и не всегда доброжелательное отношение официантов. Они, почему-то считают возможным показывать свое неуважение гостям. А ведь к цене обеда плюсом идет 10% за обслуживание.

По пути к старому городу мы шли медленно (с нами ведь была мама), но это было даже хорошо, потому что успели разглядеть много интересного, чего не заметишь на бегу. Хороша была эвкалиптовая аллея из огромных деревьев, кора с которых свисала живописными клочьями. Справа периодически открывалась лазурная, искрящаяся поверхность моря - оно было сегодня изумительно прекрасно. Мама и Василий чувствовали себя, как в сказке, потому что видели все это впервые. Деревья приводили их в восторг - высоченные кипарисы, самые разные виды пальм, магнолии, кактусы, цветущие кусты, фикусы, гранатовые деревья. А еще в это все вписана старинная архитектура домов, санаториев, железнодорожных платформ.

Несмотря на то, что многое из этого было разрушено, все равно живописность пейзажа впечатляла. Но вот жить в Гагре не комфортно - много людей, шумно, суета. Удобно только то, что магазинов гораздо больше, чем в Пицунде. Мы зашли в магазинчик, купили вкусных булок, водички, и немного подкрепились. Прошли мимо санаториев «Лазурный берег», «Лучезарный». Справа возвышались горы, покрытые густым лесом. Из-за гор иногда выползали тучки, из них начинал брызгать дождик. Воздух радовал прохладой, духоты не было.

Примерно на середине Гагры ноги у всех стали уставать, особенно у мамы. Надо сказать, что тротуары в этом городе доконают кого хочешь и со здоровыми ногами - настолько плачевно их состояние. Корявый асфальт, весь в ямах, выбоинах, с горками от растущих сквозь него деревьев... Красота. На окраине какого-то парка был устроен мини-рынок, где торговали цветами в горшочках и разными растительным причудами. Например, там были черпаки и всякие сосуды из странного вида тыквы. Видели кафе «Грот», рядом с которым возвышался сложенный из камней явно еще в советские времена грот, раньше там вроде и фонтан был, и подсветка.

Прошли санаторий «Амра» (солнце) 1952 года постройки. Внутри есть статуя Ленина, посреди двора две огромные пальмы. Все помпезное, с большой территорией, много отдыхающих. Прошли мимо ущелья, речки и железнодорожной станции, все с одним названием «Гагрипш». Дошли до Колоннады с фонтаном. Последнюю часть пути шли уже не вдоль Сухумского шоссе, а по набережной у моря. Когда стали подниматься к Колоннаде, увидели, что на скамейке лежит крупная молодая львица, явно накачанная снотворным или чем-то таким - с ней предлагалось сфотографироваться за триста рублей на свой же фотоаппарат! Туристы, услышав такое предложение, округляли глаза и отходили в сторону.

Львице было жарко, она тяжело дышала. К скамейке она была привязана тонкой веревочкой за ошейник. Если бы она захотела, могла выдрать скамейку с корнями, и веревку порвать. Рядом на тумбе сидел гриф - самая крупная птица Абхазии, тоже для фото. И наверху еще сидела девушка с лемуром. Ему было нехорошо - жара, куча людей вокруг. Было очень жаль очаровательное создание. Моя бы воля - я бы просто запретила людям так измываться над животными.

Мы поднялись на Колоннаду, осмотрели ее и красивый Дом культуры напротив, поглазели на сувениры, и поняли, что мама дальше идти не сможет. Так что решили сесть прямо здесь на автобус. Пока ждали, оглядывали склоны гор, где строились новые дома. Вид оттуда, наверное, шикарный, но вот жить не совсем удобно, добираться-то туда - не сахар.

Совет: если даже Вы отдыхаете не в Гагре, посетить ее нужно обязательно, это курортное сердце Абхазии. Здесь множество исторических достопримечательностей и просто очень красивое место. На посещение Гагры понадобится весь день. Мы обычно доезжали до края Гагры, который ближе к российской границе, до моста через ущелье, где установлен знак начала города, это дальше конечной остановки «Площадь Гагарина». Там открывается великолепный вид на море и весь город целиком. И уже оттуда, не торопясь, шли по всему городу к его новой части. Где-то по центральной дороге, где-то по набережной у моря. По пути проходили Жоэкварское ущелье и площадь Гагарина, крепость Абаата, Комсомольский парк, множество санаториев, кафе и ресторанов. Очень рекомендуем заранее составить список достопримечательностей, которые Вы хотели бы посетить. И уезжали мы из Гагры с остановки «Континент», недалеко от рынка.

Пришел автобус, совсем свободный. До Пицунды доехали быстро и с комфортом, вышли у рынка. Я купила яблок (они подорожали за два дня с восьмидесяти до ста рублей), но я стала выяснять, по какой причине так поменялась цена, и одна хозяйка, не найдя что ответить, продала мне их по восемьдесят. Чудеса абхазской торговли... Василий купил арбуз, и с мамой они пошли домой. А мы с Александром чуть задержались, искали чего-нибудь вкусненького к чаю...

У дома присели на камушек ненадолго, и посмотрели юмористическую картинку в исполнении абхазских парня, девушки и коровы. Корова паслась возле нашего многоэтажного дома. Мимо шли парень с девушкой, и отчего-то парень очень заинтересовался этой "телочкой", подошел к ней, стал что-то говорить. Мы подумали, что он хочет и к ней подкатить, одной-то мало. Тут он срывает с куста ветку и протягивает корове. Та ее понюхала, и гордо отказалась. Тогда парень начинает сам нюхать ветку! А Саша комментирует: смотри, как вкусно, сам бы съел!

Подышав вечерним воздухом, мы пришли домой, поужинали, наелись холодного арбуза, и разошлись отдыхать. Поездка нас немного утомила, так что утром встать рано, видимо, не получится...

Предыдущий день

Следующий день

Если материал был полезен - поблагодарите автора,

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в студии DV-PRO Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма