Черемшанские карьеры и озеро Большое Чусовское

Мы и раньше бывали на разных карьерах, ведь они все выглядят достаточно интересно и необычно, ну и фотографии хорошие можно сделать. А на тех, что давно не используются, можно еще и купаться, ведь со временем они затапливаются, а так как дно твердое, то вода чаще всего прозрачная, приятно поплавать. Да еще и всегда имеются плавные спуски к воде - от дорог, по которым когда-то машины заезжали. На карьерах отсутствие деревьев на берегах, с одной стороны проблема - в тень не спрячешься, но зато комаров меньше. У нас на Урале самые известные карьеры - это, наверное, Тритон и Лазурный, о них есть информация и фотографии на моем сайте. А, ну и Линза еще, тоже с недавних пор затопленная.

В этом путешествии мы решили совместить посещение озера Большое Чусовское, о котором подробнее в первой части, и Черемшанские карьеры, о них читайте на этой странице. На сегодняшний день они практически не разрабатываются, доступ туда свободный, и добраться не трудно. Есть конечно некоторые нюансы, но об этом написано в рассказе ниже.

А вообще, история Черемшанских карьеров такова: когда-то на их месте стояла Черемшанская гора, и росла на ней трава-черемша. Никелевые руды и другие полезные ископаемые были обнаружены в горе еще в девятисотых годах, но рудник здесь появился только в 1935. Причем, запасы были такие огромные, что для их переработки в Уфалее построили Уфалейский никелевый комбинат, который чадит до сих пор.

В первые годы работы на руднике велись вручную, породу возили на конной тяге. К 60-м годам 20 века в карьере уже работала современная техника, к Верхнему Уфалею протянули ветку железной дороги, которая сейчас уже разобрана, а грунтовые воды стали отводить с помощью глубоких скважин. Когда воду откачивать перестали, карьеры заполнились водой, и она продолжает там прибывать и сегодня.

К 1965 году рядом с карьером был построен поселок Черемшанка для работников. Со временем на месте горы образовались несколько огромных ям-карьеров, окруженных крутыми стенами высоких отвалов. На Черемшанском и Старо-Черемшанском карьерах добывали не только никелевую руду, но и мрамор, и природный камень, и кварц. Основная добыча здесь прекратилась примерно к 1986-88 годам. Сейчас только на Ново-Черемшанском чуть-чуть копаются, ну и еще есть другие, помельче.

Часть 2
Черемшанские карьеры

Дорога была отлично накатана, широкая, шагалось по ней легко, хоть и в горку. И машин никаких здесь не наблюдалось. Только вот стало уже жарко, солнце сияло вовсю. Прошли мы мимо Ново-Черемшанского карьера, и стали внимательно смотреть, где есть своротки к нашему. Справа увидели еще один карьер, немного заросший, но без воды на дне, тоже очень большой. Теперь мы шли уже по борту Старо-Черемшанского карьера, куда нам надо сбыло спускаться, но шли с другой стороны от дороги.

Наши мнения с Александром по поводу направления дороги разошлись - он думал, что она ведет направо, к недокопанному карьеру, который мы прошли, а я считала, что дорога обязательно приведет либо к спуску в Старо-Черемшанский, либо к дороге от поселка. Мы периодически забирались на обрыв, и выглядывали, где же находятся съезды. Наконец, мы их обнаружили, поняли, откуда они идут, и пошли дальше. Между прочим, в солнечную погоду озеро в карьере было чудо как хорошо! Зеленовато-синяя гладкая вода искрилась, разноцветные склоны покрывала легка дымка...

И вот перед нами развилка - направо грунтовка, налево лесная дорога, явно куда нам и нужно. Только мы туда свернули, в тенистом и влажном лесу появились комары и лужи. Пришлось нам идти пошустрее, чтоб не погрызли. Дорога все забирала левее и левее, и, наконец, вышла на общий большой спуск в ложбине. Здесь по светлым камням тихонько струился ручеек, и вся дорога была мокрой. Теперь путь шел вниз, и вскоре раздвоился - направо и налево. Мы пошли налево, Саше показалось, что левая площадка у воды более ровная, и фотографировать утром оттуда удобнее.

Вид на озеро с развилки прекрасный! Всю поверхность видно целиком, все крутые берега, обвалы, лес на вершине отвалов... Саша стал все это снимать, а я тихонько пошла к спуску к воде. Шла долго, это же половину карьера обходить... И вот я на берегу, внизу. Сняла рюкзак, привалила к камню, осмотрелась и села ждать Сашу. Вода чистая, дно хорошее, место чистое, удобное. Александр подошел, и мы стали переобуваться, раздеваться, а я так сразу полезла купаться, уж больно жарко! Водичка чуть прохладнее, чем в Чусовском озере, но тоже очень приятная. И Саша потом тоже освежился. Красота!

Нарезали немного веточек под палатку, не для мягкости, а чтобы острыми камнями дно не порвать случайно, поставили наш временный домик, тент расстелила сушиться, разложили и развесили спальники и одежду, тоже просыхать. Вокруг Саши, как всегда, летала прелестная бабочка, вся в радужных пятнышках на шоколадных крылышках, садясь ему то на трусы, то на носки, то на руки...

Потом мы поужинали, закусив фруктами, и продолжали наслаждаться тишиной и покоем. Как-то здесь было особенно хорошо, мне даже больше, чем на озере, нравилось. Александр взобрался на высокий борт карьера, на первый уступ, и оттуда фотографировал. Показал мне, что в паре десятков метров от берега плывет змея, еще удивился, как это она с такого крутого берега умудрилась сползти, и зачем? Тут я услышала сверху голоса, подняла голову, и увидела двоих людей на краю обрыва, там, где проходит дорога. Они явно высматривали, где здесь спуск.

И через 10-15 минут, около восьми вечера, к нам подъехала машина. Из нее вышел мужик, и спросил у Саши, сидевшего на берегу: "Мы вам не помешаем?" Александр указал ему на другой съезд, с противоположной стороны, и сказал, что там точно не помешают. Тут из машины пропитый женский голос сказал, что уже сил нет, как выпить хочется, и мужичок говорит: "Да ладно, мы не помешаем", и из машины выгрузились три тела - он, и еще два женского пола. Одна еще ничего, а вот вторая выглядела как конченная синявка, и голосок соответствующий.

Я в палатке тихо выругалась, вот, терпи теперь такое соседство... И пару часов эти маргиналы сидели в трех метрах от нас, пили пиво, жрали вонючую рыбу, несли всякий бред и матерились. Голоса громкие, всю эту хрень слышно прекрасно, и игнорировать довольно трудно. Из разговора я с ужасом узнала, что у синявки есть ребенок, который в этом году пойдет в первый класс. Бедный малыш, что из него вырастет с такой мамашей?

А в конце случилось смешное. Допив пиво, компания собралась уезжать, и кто-то из них хотел мусор здесь же и бросить, но синявка страшным голосом промолвила: "Ты чо, Колян же сказал - мусор на карьере не оставлять!" И они сложили мусор в машину! Респект Коляну, смотрящему за карьером!

Наконец гоп-компания убралась и наступила тишина. Накрапывал небольшой дождик, и мы укрылись в палатке. Но, не прошло и десяти минут, как снова послышался звук мотора. Блин! Снова кого-то несет. Ну, а что делать, сегодня пятница. Подъехала еще машина, развернулась, и встала неподалеку. Мы даже из палатки не стали выглядывать, чтоб не расстраиваться. И вот еще часа полтора - то музыку включат, но друг с другом ругаются (там было, кажется, три мужика и две бабы, именно бабы, а не женщины). Естественно, не трезвые все.

Очень нам хотелось, чтобы дождь пошел как следует, и разогнал всех алкашей. Саша даже предложил спросить у них - не на всю ли ночь они? И если на всю, то вообще собрать палатку, и уйти выше в лес, а утром вернуться, чтобы умыться. Но я не согласилась. Уехали и эти. На наше счастье, больше никто не притащился к нам, только на другой стороне появлялась машина, и несколько человек купались. Так что вывод - красивые места недалеко от поселков опасны тем, что в любой момент сюда могут приехать местные с единственной целью - побухать. И чего им дома не сидится? Ведь пить там гораздо удобнее, а красоты они все равно оценить не в состоянии...

Снаружи темнело, да еще тучи добавляли сумрака, но воздух был теплый. Дождя не было, но вдалеке иногда беззвучно сверкали молнии. Ночь прошла спокойно и чудесно, никто нас не беспокоил. Было тепло, так что мы хорошенько выспались, несмотря на камушки, которые иногда давили наши бока.

Утром выглянули из палатки - а там озеро накрыто шапкой тумана, причем у самой воды чисто, а дымка висит над деревьями на берегу. Сюрреализм... И над тем берегом летают несколько воронов, перекликаясь базарными бабскими голосами, забавно так. Мы слегка повалялись, а потом вышли, и стали делать зарядку. Солнышко уже грело, так что было очень комфортно.

Потом позавтракали. Слышали, как по верху проехал мотоцикл, но к нам, к счастью, не спустился. Видели еще, как на другом спуске карьера кто-то купался. Я все любовалась озером и берегами, все же очень интересный здесь пейзаж! Жаль, остаться не можем, надо возвращаться. Да и в выходные дни все равно здесь покоя не дадут пьяные компании. Так что мы собрались в обратный путь.

Пока все складывали, как раз стало и солнышко проглядывать через облачность. Мы на прощание искупались, я поплавала, как следует, водичка чудесная! По цвету напоминает морскую. Дно удобное, острых или крупных камней нет. С утра только ветром нагнало в наш заливчик тоненькую пленку пылинок и соринок, потом мы ее разогнали. Кругом летали стрекозы, бабочки, пара трясогузок. А возле бревна у камней целая полянка заросла спелой земляникой. Красота!

Часов до половины двенадцатого мы еще пробыли у карьера, а потом собрались, нацепили рюкзаки, и пошли к поселку. Идти было четыре с половиной километра, недалеко. Неторопливо мы поднялись к дороге, прошли по ней под жарким солнцем среди белых куч мрамора, и оказались в тенистом лесу, за которым уже стояла Черемшанка. Я, кстати, взяла на память пластинку мрамора, похожую на табличку.

Перед поселком я сняла рюкзак, достала из него кружку, Сашу отправила ждать меня на то место, где мы обедали в первый день, а сама стала собирать землянику, по обочинам ее было видимо-невидимо. Первая в этом сезоне! Набрала минут за 15 целую кружку, решила отвезти ягоды маме. Пока собирала, меня порядком погрызли жужи. Саша в это время любовался картинами русской природы, сидя на пригорке. Нежные березы, трепетные осины, бабочки летают... Впереди поляна с сочной травой. Ну, я подошла, и мы отправились в поселок.

По пути встретили еще пару туристов с рюкзаками, и местных жителей, которые шли за земляникой. По дороге зашли в тот же магазин, купили еще беляши и пирожки с рисом и яйцом, и пошли к станции. На опушке, на окраине Черемшанки, присели пообедать. Слева расстилалось большое зеленое поле, справа - светлый живописный березняк. А в траве повсюду краснела земляника! Несколько женщин в отдалении ее собирали.

Мы съели вкуснейшие пирожки и беляши, а на закуску я собрала спелых ягод. И пошли к станции. По дороге здесь тоже тек маленький ручеек, как из родничка. И земляника росла по краям дороги. На крошечном перроне сидела семья с детьми, которую мы видели на озере Чусовском - мама в футболке "Весна УПИ", папа с большой рыжей бородой и два сына. Они на озере на лодке катались. У всех в семье были довольно увесистые и объемистые рюкзаки, даже у мальчишек. Еще успели в солнечную погоду сделать фотографии у таблички "100 км".

Минут через десять подошел поезд, и мы погрузились в вагон. Он оказался как у обычной электрички, а не плацкартный, как по пути сюда. Сели мы удобно, и поехали домой. Было жарко, ехали долго. Успели и подремать, и доесть черешню с бананом. Наконец, прибыли на вокзал. Погода нас встретила солнечная, хорошая, и на метро мы поехали домой.

Места в этой поездке нам попались замечательные, природа даже в дожди радовала. Пасмурная погода добавила таинственности и глухомани озеру. Мы размяли ноги, узнали новые интересные края, озера. И Черемшанка, и Чусовское нам понравились. И поплавали, и земляники поели-собрали. Удачное путешествие, даже дожди нас не замочили!

Как добраться до Черемшанских карьеров

Добраться до Черемшанских карьеров из Екатеринбурга можно на электричке, точнее - на паровозе. Направление на Уфалей, ехать до остановки "О. п. 100 км.", время в пути два с половиной часа. Рейсы неудобные - один утром, и один вечером.

От платформы нужно идти примерно с километр до поселка Черемшанка по лесной дороге. В поселке идем по улице Советская, доходим до Свердлова и поворачиваем налево. Дальше идем мимо школы, и на последнем переулке поворачиваем направо, пересекаем улицу Горняцкая и этот переулок уходит в лес. Пересекаем железнодорожные пути, проходим лесок, и выходим на большую дорогу.

Если повернуть налево, можно прийти к спуску в карьере, прямо к воде, их там два. Если повернуть направо, можно дойти до Ново-Черемшанского карьера. В нем тоже есть спуски к воде. По пути есть выходы на крутой берег Старо-Черемшанского карьера, там солнце благоприятно для съемки. До нового карьера лучше идти через поселок прямо, по Советской.

За старым карьером есть еще маленький карьерчик (смотрите карту), если все спуски заняты алконавтами, можно податься туда, все же лучше, чем просто в лесу...

Карта Черемшанских карьеров и озера Большое Чусовское

Фотографии Черемшанских карьеров

Дом культуры в Черемшанке
Террасы Черемшанского карьера
А это Ново-Черемшанский карьер
Озеро Большое Чусовское
Пляж озера Большое Чусовское
За грибами можно и на танке