Путешествие по реке Каква

Мы начали сплав с верховий Каквы, недалеко от впадения речки Ольва. Там проходит лесная дорога в сторону реки Пожва. Опасались, что воды будет мало, и придется идти пешком, но шедшие перед этим дожди нас выручили, глубины хватало, чтобы плыть большую часть пути. Пешком тоже походили, но в пределах разумного. Воспринимали это как своеобразную Каква-аэробику. Особых завалов по пути не было. Нам очень понравилась чистейшая вода и огромное количество больших удобных отмелей-пляжей, где можно загорать и купаться.

В этой части рассказа нам предстоит знакомство с единственным обитаемым населенным пунктом на реке - поселке Каквинские Печи, у которого довольно интересная история. И поселок этот встретил нас удивительной картиной - упавшим в реку домом, будто тоже собравшимся в плавание... Также на этом участке ждали нас три моста: у поселка Каквинские Печи, на технологической дороге газопровода (самый странный, из огромных труб, положенных в реку вдоль течения), и на дороге на Кытлым.

Побывали мы и на месте бывшей деревни Галка у одноименной речки, где жили люди в самый тяжелый период - после раскулачивания и ссылки на Урал, без вещей, без еды, поначалу в вырытых вручную землянках. Именно в этом месте начинаются скалы на Какве, до этого ни одной не видели. Еще был детский лагерь "Светлячок" на месте старой деревне Башеневка, где нам было интересно увидеть, как отдыхают нынешние школьники.

В этой части путешествия река Каква уже довольно широкая и глубокая, пешком ходить почти не приходилось. Но вот ручейков с пресной водой стало намного меньше, тем более июль - жаркий месяц...

Это шестая часть рассказа, рекомендую начать с первой

Сплав по Какве продолжается. Каквинские Печи, Кытлымский мост

День 6. Бывший поселок Галка. Первые скалы

Спали чудесно, тепло и спокойно было, как будто дома в кроватке. Утром проснулись по будильнику в 6.30, но провалялись до 7, потому что было прохладно, хорошо, солнце нас еще не выгнало из палатки. А под тентом палатки и под лодкой сидело множество комаров, поджидая нас. Кстати, под утро у меня был приступ "чесотки" - укушенные комарами пальцы ног чесались так, что с ума можно сойти! А Саша вчера просил ему спину чесать, тоже накусали.

Все утренние процедуры прошли обычно, на широкой отмели было очень красиво. Только вскоре снова стало очень жарко. Перед отплытием я отхлебнула кипяченой и остуженной каквинской воды из бутылки, и почувствовала, как будто она немного жирная, что ли. Такое уже бывало раньше на других водоемах - то ли минералы какие-то в воде, то ли от остатков растений, не знаю. Скорее бы попалась чистая маленькая речка. В 9.30 утра мы отчалили.

По дороге нам встретилась куча отмелей, на каждом повороте одна или две, да хорошие такие! И с мелкой галькой, и высокие, и с дровами... Плыли мы долго, на одной протоке пришлось веслами поработать, но зато в других местах мы лихо скатывались по течению с большой скоростью. В лодке сидели пока без маек, загорая на относительно мягком утреннем солнце. Но вскоре оно уже нещадно палило, и Саша предложил высадиться где-то искупаться.

В 11 часов мы пристали к отмели. Прошли на тот момент 63 км, а от ночевки - 6 км за полтора часа, то есть скорость была 4 км в час. Искупавшись, поднялись на берег, посмотрели, какой лес - он уже стал не такой дремучий. Выпили воды, надели майки и отправились дальше. Прошли несколько отмелей на поворотах, и тут Александр заметил, что справа впадает речка. Это была Галка, и по карте здесь значились Галкинские скалы и бывшая деревня, которая была за лесочком, на левом берегу.

Речка оказалась правильная, лесная, чистая, можно смело набирать воду. А вот скалы - одно название - метра три всего камни. Стали выходить - вода в речушке холодная. Мы ее набрали, радуясь, что будем пить хорошую воду. Александр сходил на поляну над скалами, и вернулся с вестями, что там хорошая стоянка с шикарным видом на реку и бережок с отмелью. Поляна там большая, с чурбачками. От нее шла дорога, и я по ней прошла метров 100, надеясь найти землянику. Но дорога вышла на поле, и там только таволга цвела, никаких ягод. Ну, зато красиво.

Поселок Галка имеет очень похожую судьбу, как и многие другие поселки вдоль Каквы. Раньше это был крупный поселок ссыльных, образовался в 30-ых годах прошлого века, на месте нескольких бараков золотодобытчиков. Многие переселенцы первое время жили в землянках. От тяжелой работы, болезней, холода и голода, люди быстро умирали, и через некоторое время кладбище стало больше поселка. Но поступали новые партии ссыльных.

Жители занимались валкой леса и сплавом его по реке для нужд Надеждинского металлургического завода (будущий город Серов). В поселке был страшный голод, так как государство не считало нужным помогать "кулакам". Люди выживали только благодаря тому, что давал лес, грибы-ягоды, коренья, травы...

Только через несколько лет, тем кто выжил, разрешили завести подсобные хозяйства, и у людей появились картошка, морковка, и другие овощи, а лет через 10-20 стали появляться и куры с коровами. В 1935 году появился даже колхоз "Красный Урал". Построили магазин, хлебопекарню, больницу и школу. Жизнь, можно сказать, стала налаживаться. Но в 1970-ых годах весь подходящий лес в пределах досягаемости вырубили, и поселок стал потихоньку умирать, в конце концов он был также исключен из списка населенных пунктов.

Когда вернулась к реке, Сашу сначала не увидела, а увидела лодку с мужчиной и мальчиком. Они с кем-то заговорили, и я поняла, что Александр гуляет под скалами, смотрел табличку "Жителям поселка Галкино, жертвам политических репрессий". А вот до местного кладбища уже не пошел, далеко и дорога вся в зарослях, а там комары... Мимо нас проплыла еще одна лодка, видно, сплав от моста начался. Причем вся семья была наряжена в спасательные жилеты.

От Галки мы отправились дальше в 12 часов, теперь надо было найти место для обеда. По пути, за большим полем, где раньше стояла деревня, видели торчащий из воды рельс от узкоколейки. Прошли несколько перекатов, не выходя из лодки. Встретили трех взрослых уток. Потом миновали отмель, где остановилась семья с двумя девочками. Папа выгрузил все из лодки, поставил ее стоймя, чтобы создать тень, и они там обедали. А на другом, дальнем конце той же отмели, сидели мужчина с мальчиком из первой лодки. Мальчишка был голенький, и смутился, когда услышал, что мы плывем.

По левому берегу началась новая отмель, и мы вышли на нее за поворотом. На жутком солнцепеке я порезала салат, и срочно полезла в воду охлаждаться. Александр был уже там... Потом мы пообедали, и я запила еду горячим чаем, жаль, что мало. В это время мелкие облачка начали иногда закрывать солнце, немного облегчая нам жизнь, да и ветерок свежий дул.

После обеда мы вышли в путь в 13.40. Александр решил придать разнообразия видеосъемке, и установил штатив в лодке использовав пайолы как опору. Помнится, на Косьве мы также делали, когда порог "Медвежьи головы" проходили. Поставил камеру, и снял, как мы плывем по спокойной протоке, потом спускаемся по бурному сливу... Проплыли несколько скал - Маша, Глыба, но они скорее просто большие камни, на скалы не тянут...

Проходили по правому берегу первую в этих местах настоящую скалу - метров 10 высотой, и около 100 метров длиной. На подточенных водой ножках, наверху растет лес... А под скалой - глубокий омут. По левому берегу - низенькая скальная стенка из наклонных кирпичиков выложена. А выше - гора и лес на ней. Я заметила, что нам как-то долго не попадается на пути никакой живности, и тут же появились два кулика, трясогузка, а по берегу пробежал бурундук!

Потом еще увидели необычных для этих мест двух крупных, как морские, чаек. В лесу затрещал и перелетел дрозд. В небе медленно парил коршун. А в прибрежной траве виднелось множество "тоннелей", выходящих к воде, то ли полевки, то ли кто покрупнее их наделал, ондатры может быть. Видели в одном месте на правом берегу остатки старой дороги - подложку из камней, на ней - уложенные прямо бревна, но сверху все давно заросло не только травами, но и молодыми деревцами.

Саша сказал, что сегодня на ночевку надо встать пораньше, а то скоро к реке будет дорога подходить, и там могут быть люди. И, как только он это произнес - на реке сразу кончились отмели. А за пять минут до этого проплывали большую, хорошую такую... Но вот в четыре часа вечера показались отмели - две мы забраковали, Саша отправился смотреть третью. А я встала по бедра в холодную воду, а то жара невозможная просто! И чувствую - в ноги меня клюют. Посмотрела - а это пескарики сантиметров по 10-12, делают пилинг. Так с ними и ждала Сашу.

Его не было долго. Я уже стала думать, что он там встретил русалку, женился на ней, и у них пошли детишки... Но вот он показался, подошел, и сказал, что видел рыбака на другом конце отмели, и тот ему поведал, что в километре отсюда уже дорога. А нам надо дальнюю отмель посмотреть. Я отправилась по берегу, и Саша повел лодку на веревке. В какой-то момент я оглянулась - а он лег в лодку, ручки сложил, в небо смотрит, а река его сама несет... Но это было недолго, начался перекат, пришлось вылезать.

Прошли мы изгиб реки, метров 500, наверное, увидели, как она поворачивает налево, и здесь была дальняя оконечность отмели, вид с нее лучше, камушки были мелкие, было бревно и костровище с жердью для котелка. Все это нам подходило, так что решили здесь остаться. Для начала окунулись в реку, и стали доставать вещи из лодки. Подвинули бревно, чтобы сидеть было удобно, разровняли гальку под палатку, поставили продукты в тень, вещи накрыли лодкой. А на палатку положили мой спальник белой стороной вверх, оставив открытыми сетчатые двери, и забрались внутрь.

Небольшой ветерок продувал пространство, а на небе время от времени набегали облачка, и нам было относительно комфортно в тени. Но, прежде чем забраться в палатку, мы долго лежали в реке, как бегемоты в Африке. Мимо нас проплыла семья с двумя девчонками, так что теперь неизвестно, есть ли позади сплавляющиеся туристы. Постепенно мы заснули, и проспали примерно час. Проснулись в 6 вечера совершенно мокрые! Пришлось скорее окунаться в реку... Даже вечернее время не спасало от жары.

Потом мы еще повалялись в палатке, потом снова в реку... И вот стало чуть прохладнее, можно было чем-то заниматься на улице, и мы начали готовить ужин. Я решила сварить гречку на сегодня и еще на завтрашний обед. Ужин будет с домашним салом, а в обед съедим колбасу. Собрали дров, Александр развел костер, приспособил жердь для котелка. Воды в котелок я налила больше, потом отлила себе в кружку на чай. Поставила вариться гречку, порезала сало и хлеб...

Здесь нас донимали оводы - они караулили в районе лодки и палатки, и накидывались, как только мимо проходишь. Мы уже все были искусаны. Я периодически ложилась в реку - и охладиться, и успокоить укусы. Сели ужинать. Река была удивительно красиво освещена - в розово-оранжевых и зеленых тонах, с отражением неба... Теплый свет озарял деревья, а небо совершенно чистое. Иногда налетали порывы теплого ветра, разгоняя насекомых. Мы вскипятили воды на термос, потом еще на чай и кофе. Остатки я перелила в бутылку, и поставила охлаждать в реку. Будет что завтра попить.

Устав за день от жары, в палатку ушли в 9.20. Спать еще не хотелось, но вот полежать надо было. Закрыли только москитные сетки, и лежали, наслаждаясь теплой погодой. Из палатки видна была река Каква, совсем близко, она тихо струилась. Отчего-то здесь не пели птицы, лишь одна чирикнула, и улетела. Тишина. Только костер попыхивает иногда искрами.

Продолжение рассказа - Путешествие по реке Каква

Исторические факты о поселке Каквинские Печи

Интересна история поселка Каквинские Печи. Еще в начале 1900-ых годов тут поселились люди, которые стали заниматься обжигом древесного угля, отсюда и название. В советское время поселок перепрофилировался на лесозаготовительный. Здесь была хорошая охота, рыбалка, у жителей были свои подсобные хозяйства.

В середине 1950-ых годов была построена дорога от Краснотурьинска, через Башеневку, и поселок стал развиваться еще больше. Лес раньше сплавляли по реке, а теперь стали вывозить по дороге. Появился даже конный двор.

Когда появилась пекарня, название поселка приобрело новый смысл, хлеб тут делали пышный, вкусный, и конечно без всяких Е2-Е4. Многие сплавщики, сначала от моста на Кытлым ехали на автобусе в Печи за хлебом, а уж потом отправлялись в путешествие по реке.

Но, как обычно, теперешнее правительство старается загубить все деревушки и сгоняет жителей в городские гетто. А чтобы люди пошевеливались, в 2009 году в поселке закрыли школу, детский сад, медпункт... Власть обещает жилье в городе, но разве могут заменить тесные клетушки собственный дом с огородом и всякой живностью. А сельское хозяйство - так им выгоднее огурцы-помидоры за границей закупать. Пока нефть качают, больше ничего не интересно...

О местах этих и поселках поведал мне немало интересного один из моих читателей, член Русского географического общества, Александр Федорович Меркер. Так что, кому интересно, можете покопаться в интернете.

Карта нашего путешествия по реке Каква