Отдых на Тритоне, или почти Турция...

Эта поездка получилась больше в стиле классического отдыха, чем познавательной. Но мы так и планировали, ведь известные карьеры под Нижним Тагилом оправдывают свое название именно тем, что очень подходят для пляжного времяпровождения. "Хургада", "Лазурный" - ну чем не курорт? Рассказ у нас получился весьма подробный, и потому довольно длинный. Так что, если у Вас есть достаточно время - читайте, возможно Вы сможете представить те места, где мы были, и почувствовать все наше удовольствие. Ведь при определенном опыте и умении, можно организовать себе отдых в наших уральских местах не хуже, чем на теплых морях.

Вообще, карьер Тритон самый неподходящий водоем для большинства людей. Он никак не обустроенный, подходов к воде мало, питьевой воды нет, но нам он больше нравится, чем Лазурный, где и понтоны для ныряния, и кафе, и электричество, и другие блага цивилизации. Про Лазурный и Голубые озера, на сайте есть отдельная статья с фотографиями, там можно узнать больше. А на Хургаде больше всего удобных мест для стоянок и купания, да и вода есть, ручеек бежит по склону.

Хоть мы и планировали просто отдых, но маршрут все же построили так, чтобы на обратном пути прокатиться по округе, поглядеть на рельеф местности, леса, дороги, заехать в пару деревушек с церквями, и возможно в будущем составим более обширный маршрут. Да и на Хургаде мы до этого не бывали ни разу.

Надо сказать, что эти замечательные карьеры получились в результате долговременной добычи никеля и голубого асбеста, и добыли его здесь, видимо, огромное количество, потому что отвалы вокруг озер получились просто грандиозными, они поднимаются до небес и больше смахивают на горы. Соответственно, и глубина карьеров-озер тоже не маленькая, почти по 100 метров, что для Урала довольно экзотично. В общем, места там фантастические...

Это вторая часть рассказа о поездке на карьер Тритон, начало тут

Часть вторая - карьеры Тритон и Хургада

Проснулись утром следующего дня, сначала Лена, потом и я. Она вышла из палатки часов в семь, солнце только еще встало над самым краем леса, и осветило озеро и обрывистые берега. В мирную картинку удачно вписывалась пара трясогузок, без всякого страха шныряющих по бережку прямо у палатки. Небо чистейшее, нежно-голубого оттенка, ни одного облачка.

В палатку Лена решила больше не возвращаться, так хорошо было снаружи. Поначалу она надела купальник, но потом его сняла - все равно никого нет. А я полежал еще в тишине, но после звонка будильника тоже выбрался на свет божий, огляделся, побродил по берегу, и стал делать зарядку. Потом, как всегда, завтрак с чаем и бутербродами. А на закуску - горсть земляники, здесь, прямо на склоне росла. Лена поплавала туда-сюда у берега, а я просто зашел освежиться. Плавать как следует, решил позже. Подмели мы пол в беседке, и постелили там коврик - загорать.

Пока загорала Лена, я отправился к другому съезду карьера, где вчера виднелся огонек, а сегодня сквозь деревья синела большая палатка. Иногда доносились издалека голоса. Но вскоре компания эта уехала, так что можно было походить там, поглядеть, не лучше ли место чем здесь. Пока я ходил, примерно час, Лена все загорала да газетку читала. А у меня кроме просто прогулки была еще цель все там сфотографировать, виды поискать хорошие, так что я не торопился.

Когда собирался, надел только майку с шортами и сланцы, рассчитывая, что кусать меня никто не станет. Взял фотоаппарат, и пошел по дороге, что ведет по берегу ко второму съезду. Солнышко светило мне со спины, виды впереди открывались превосходные. Большое водное пространство в крутых берегах, стена леса наверху, и несколько маленьких облачков, появившихся специально "для антуражу". С высоты одной из террас я заметил внизу ржавый разбитый автомобиль, не понятно было, сам он упал, или его зачем-то скинули... На одной точке довольно долго пришлось стоять, ждать, когда солнце выйдет из-за облачка, чтобы сделать хороший снимок.

Дошел я до второго съезда, примерно такого же, как наш. Костровищ и следов стоянок там было больше, и они выглядели более неряшливо. Сам съезд от воды отделяла узкая полоса молодых сосенок. Слева из воды торчали мертвые стволы деревьев, а справа - большой камень. Поднялся я на небольшую полянку на террасе среди сосенок, где ночевали люди, и удивился, зачем их туда понесло - ведь там высокая трава, а значит, и насекомых много. Дальше дороги уже не было, одни отвалы.

А вот на обратном пути я увидел примерно на одной трети расстояния до нашей стоянки отворот дороги направо, она вела вверх на отвалы, покрытые лесом. Времени у меня хватало, вот и пошел туда осмотреться. И сразу на входе увидел пару молоденьких рыжиков, таких свеженьких, веселых. Вдоль дороги росла земляника, не по одной ягодке, а целыми полянками. Шел я по этой дороге, примечая грибы да ягоды. От дороги были ответвления, но малозаметные.

Вышел на открытое пространство, где росли маленькие елочки и березки. Это была верхушка горы отвалов, так что с нее открывался вид на дальние дали куда-то в сторону Екатеринбурга. Были видны два-три населенных пункта, наверное Реши и Новоасбест, заводские трубы, поля, дороги, серебрился какой-то водоем. И бескрайние хвойные леса под синим небом. Да и вокруг было очень красиво, молодой лес без подлеска далеко просматривался и радовал глаз зеленью. А на обочинах дороги росли всяческие яркие цветы, порхали бабочки и жужжали пчелы.

Вскоре я дошел до конца дороги. А оканчивалась она обрывом высотой с пятиэтажный дом. Внизу была видна достаточно обширная площадка, засыпанная мелкой щебенкой, с большой дороги туда вел заезд, стоял там старенький вагончик, рядом лежала куча досок, я ее приметил на дрова. Через дорогу виден был край карьера Неныряйка, небольшой, с отвесными стенами, тоже заполненный водой. А справа вдали виднелись уже высоченные отвалы карьера Хургада, полуразвалившиеся технические строения и горное оборудование на склонах, все ржавое и ветхое. И снова леса, уже в другую сторону.

Я сфотографировал все эти пейзажи, и повернул обратно. Уже дошел почти до карьера, но увидел намек на тропу куда-то на террасу отвала, и решил заглянуть и туда. Прошел сквозь невысокие сосенки, снова заметив несколько рыжиков, и вышел на край обрыва в сторону Тритона. Отсюда все озеро вошло в кадр, и я сделал хороший снимок карьера, такого голубого под ясным небом. Кстати, и наша палатка, и беседка, отсюда были хорошо видны. Вот теперь уже можно было возвращаться на стоянку.

На обратном пути ввиду прекрасного настроения от погоды и природы стал напевать! Взял с собой две крупные ягоды земляники - как приманку для Лены, чтобы она тоже сходила в эти места - она очень любит собирать ягоды. Пришел, вручил, сказал, что там таких много - и Лена моментально, взяв с собой маленький котелок, умчалась вверх по дороге. Я только успел дать инструкции, куда именно следует сходить, и наказал доложить, что она увидит в конце дороги - заинтриговал, короче.

Шла девица по этой садово-парковой дорожке сначала по правой стороне, собирая землянику и примечая маслята и рыжики. Любовалась разнообразными цветами, особенно круглыми подушечками из мельчайших нежных розовых цветов неизвестного вида. Посетила она и обзорную площадку на обрыве, откуда весь Тритон как на ладони, а по пути туда наткнулась на останки рябчика, видимо, умершего своей смертью, его никто даже не поел, все перышки нетронутыми остались, и ребрышки ажурным каркасом, ненарушенные. Увидела сверху белый автомобиль Соболь и трех мужчин, и немного расстроилась, что вот сейчас они встанут рядом с нашей палаткой, и прощай, уединение...

Потом Лена прошла до конца дороги, удивляясь обилию рыжиков, и твердо решив собрать их перед отъездом. Недалеко от окончания встала она, очарованная открывшимися далями и лесами, а уж потом вышла к финальному обрыву. Вот он ее впечатлил меньше, разве что гигантские отвалы Хургады вдалеке. Обратно шла по левой стороне дороги, собирая землянику. В одном месте ее ноги покусали агрессивные муравьишки - территорию защищали, пришлось скорее убираться оттуда. И вот когда идешь уже в сторону Тритона, видно и вышку сотовой связи, мимо которой шли от станции, и белые с синими крышами строения на Лазурном, в лагере дайверов.

Принесла она примерно стакан ягод на десерт после обеда. От сильной жары сразу разделась и занырнула в воду, блаженно мурлыкая. Я тоже решил, что пора бы исполнить моцион - совершить дальний заплыв, благо, озеро большое, позволяет. Разделся, долго настраивался на погружение, а потом, наконец, поплыл. Поначалу было как-то неуютно - знаю ведь, что глубина метров 70, и неизвестно, что она может скрывать. Вдруг какой-нибудь чудак здесь пираний выпустил. Но потом вода меня успокоила, и я, уйдя в свои мысли, размеренно обогнул Тритон против часовой стрелки примерно минут за 45.

Подплыл довольно близко к мужчине, который полдня уже рыбачил с лодки у второго съезда, где елки из воды торчат. Видел, что машина у него там на берегу стоит... В это время к нашей стоянке подъехал УАЗик, из него вышли бородатый мужчина с большим пузом, и женщина, они радостно побежали к воде, попутно удивляясь, что мы здесь одни и нет толпы народа. Пока они плескались, я как раз вернулся. Лена потом со смехом рассказала, что они мою голову приняли издалека за движущийся буек.

Мужчина поинтересовался, не страшно ли плыть, я ответил, что и не страшно, и не холодно, а очень даже приятно. Даже лучше, чем на море - волн нет. Это был первый раз в этом сезоне, когда я именно плавал, а не просто плескался в водоеме. Люди уехали, а мы с Леной сели обедать, она уже салатик настрогала. После еды меня стало клонить в сон, и я лег на коврик, почитать, вздремнуть и позагорать. А Лена отправилась за дровами, чтоб чая накипятить. Принесла две лесины, а вот кучу досок в маленьком карьере, который мы видели с обрыва, не нашла. Просто не дошла до того места.

Когда она возвращалась, к Тритону с основной дороги свернула машина, заполненная каким-то невоспитанным молодняком. Они шумно спорили, туда едут или не туда, увидели озеро, поняли, что это не Лазурный с понтонами, и уехали обратно. Лена порадовалась. Костерок быстро вскипятил воду в котелке, и Лена заварила чай в термосе, и еще по кружечке выпить осталось в остуженном виде.

На беседке тем временем насекомые жили активной жизнью - грелись большие жуки-усачи, порхали разные бабочки, прилетали шмели. Все это общество вызывало живой интерес трясогузки, она все крутилась вокруг. Я удалился в тенек, потому что жара стала уже трудновыносимой. Потом и Лена ушла в палатку подремать, но ей все мешали машины, которые заезжали к озеру, на другой съезд.

После отдыха я собрался сгонять на велосипеде налегке к Хургаде - карьеру, на котором мы еще не бывали. Надо было выяснить, лучше там или хуже, чем здесь, и стоит ли завтра переезжать туда, или остаться на Тритоне. Сначала хотел еще бутылку для воды с собой взять, но Лена попросила вернуться поскорее, так что я решил после Хургады заехать на стоянку, проверить, все ли в порядке, взять бутылку, и потом уже съездить на Лазурный за водой. Отправился где-то в половине пятого вечера. Пока меня не было, девушка времени даром не теряла - помыла свой велосипед, газетку почитала и закрепила загар.

Перед выездом на дорогу я увидел змею, сантиметров 60-70 длиной, серо-зеленая, она грелась на открытом месте, и быстро уползла, заметив меня. Повернул я в сторону Хургады, оттуда как раз ехала машина. Из окон повысовывались молодые люди, глядя на меня. Автомобиль повернул в сторону нашего карьера и остановился. Я притормозил, сделал кружок, они спросили у меня, на этом ли озере понтоны чтобы купаться, и я отправил их на Лазурный.

Заехал на площадку, хотел подготовить там доски на дрова, а когда полез на кучу - немедленно проткнул сланец гвоздем, и ногу уколол. Доски кинул на обочину дороги, чтоб на обратном пути забрать. Свернул еще налево, к карьеру Неныряйка, подошел к краю, поглядел - он небольшой, со всех сторон окружен обрывистыми берегами, так, что к воде не подобраться. На обрывах - лес, вода прозрачная.

Дорога к Хургаде шла то в гору, то под гору, попалось несколько мокрых грязноватых мест, но проходимых. Навстречу попалась всего одна машина. Вот направо отошла хорошо наезженная дорога - видимо, к трассе на Николо-Павловское и Нижний Тагил. Я проехал развилку, и справа на насыпях увидел те строения и горную технику, что заметил утром с обрыва. Отсюда уже можно было хорошо рассмотреть старый, ржавый транспортер для породы, какие-то деревянные будки, крытый мостик и светлый домик, наверное, жилье сторожа. На площадке было проведено освещение, у домика стояла красная машина.

На очередной развилке повернул налево, там вроде бы можно было попасть как раз к съезду в карьер Хургада, который слева. Метров через 200 я остановился на высокой насыпи над озером. Сделал оттуда пару кадров, проехал подальше, и увидел уже полную картину. Внизу стояло несколько машин, рядом с ними - отдыхающие. Правее на мысочке тоже виднелась машина с людьми. И почти напротив, на другом берегу, был еще один съезд, и там тоже люди. Там даже домик стоял.

По крутому спуску съехал вниз, к воде. Хургада по размерам был не меньше Тритона, вода тоже прозрачная. Но намного больше костровищ, мусора, битого стекла... Мест есть для отдыха больше, поэтому и народу набивается больше. Заметил тонкую струйку воды на одной из террас - крохотный ручеек. Вот это хорошо, можно воду для питья прямо здесь набирать. Но в целом мне не понравилось - на Тритоне лучше, уютнее как-то, да и беседка есть.

Потихоньку пешком поднялся с велосипедом наверх, и поехал обратно. По пути захватил доску, ту, что подлиннее. Кстати, обнаружил, что порядком стер тормоза, надо было подрегулировать. Доска тащилась за мной одним концом по земле, издавая забавный звук, как паровоз пыхтит, это озадачило Лену. От сильной жары я сразу же скинул одежку и полез купаться. Вышел из озера освеженный и расслабленный, и понял, что за водой на Лазурный сегодня уже не поеду, лучше завтра утром. Лена ехидно заметила, что так и знала, что этим окончится. Ну, да ладно, у нас же еще пара литров есть, хватит.

Присев в беседке в тени, мы напополам сжевали яблоко, а потом еще закусили сочной черешней, и почувствовали себя настоящими отдыхающими. Я как раз рассказал Лене, что видел на Хургаде. Мы сделали заключение, что этот карьер самый ближний к дороге на Тагил из крупных, и потому туда все и едут купаться, и из Нижнего Тагила, и из Николо-Павловского, и из Новоасбеста. На Лазурном много людей, потому что там обустроены понтоны, да еще и лагерь дайверов есть, где можно купить напитки и еду, даже домик снять. А Тритон не так известен, и более дикий, на наше счастье.

Вот поэтому завтра мы решили не переезжать на Хургаду, как думали раньше, а остаться на этом чудесном месте. В блаженной лености прошло время до ужина. Мы сели за стол и воздали должное пирожкам и вареным яйцам. Пока ужинали, к нам подъезжали несколько машин.

Сначала парень и две девицы - походили по берегу, пофотографировали, попытались поймать лягушонка... Уехали. Потом была машина, которая просто остановилась, развернулась и уехала - видно, не понравилось людям. Затем прибыл мужчина, который спросил, не будем ли мы против, если он минут 20 здесь порыбачит? Мы были не против. Рыбак взял ведро, удочку, и встал на мысу ловить. Пробыл у нас минут 40, но, кажется, так ничего и не поймал.

Мы мирно грызли семечки. Только Лену слегка напрягали доносившиеся с другого берега постоянные скрипучие и нудные крики канюков - у них там что-то происходило, какие-то разборки с птенцами. На высоченные отвалы карьера Лазурный, что торчали прямо перед нами за Тритоном, периодически въезжали машины, из них выходили люди, чтобы насладиться видом, и потом, всегда неожиданно, исчезали. Мы ни разу не успевали заметить момент отъезда, автомобили как будто просто проваливались сквозь землю!

Лена сходила прогуляться по берегу. Когда вернулась, солнце уже зашло за лес, и ей, привыкшей за день к жаре, стало зябко. Мне, кстати, тоже. Так что мы накинули кофты. Лена забралась в палатку, а я отправился вдоль по дороге на берег повыше, туда, где внизу валяется разбитый автомобиль, надеясь еще увидеть солнце. Картина вокруг была очень эффектной - часть озера в тени, а часть вместе с берегом ярко освещена вечерним светом. Рыбак собрался, и уехал. А я с верхушки прибрежных отвалов увидел закат солнца.

Потом подошел к началу дороги, где Лена ягоды собирала, и проверил, там ли еще красавцы-рыжики - они были на месте. Вернулся я прямо к вечернему чаю. И к этому же времени повылазили комары, немного, конечно, но все равно неприятно. Пока пили чай с шарлоткой, наступили сумерки. Небо было чистым, ночь, скорее всего, нас ожидает еще более теплая, чем вчера - за день воздух хорошо нагрелся.

Уже перед самым сном выглянув из палатки, я неожиданно увидел, что мимо крадется к беседке... кошка! Откуда она здесь? Ведь до ближайшего жилья далеко. Неужели в лесу живет? Кошка изучила место под беседкой, пол в ней, костровище, и по обочине дороги пошла прочь от озера. Может, она обитает в лагере на Лазурном или в доме сторожа на Хургаде? Но все равно, далеко. Для нас это осталось загадкой.

Продолжение рассказа об отдыхе на карьере Тритон

Карьеры Хургада, Тритон, Лазурный - как добраться

До любого из этих карьеров добраться не составит особого труда. Мы бывали там неоднократно и пешком, и на велосипедах, так что расскажу об этих двух вариантах. Электричкой доезжаете до станции Анатольская, далее переходите Серовский тракт, и по лесной дороге проходите до первых карьеров, называемых в народе "Голубые озера", до них 6 км. Дорога не слишком хорошая, но для велосипеда вполне проезжаемая.

"Голубых озер" несколько, по размеру они разные, расположены рядом друг с другом. А поскольку они по дороге самые первые, и на машинах сюда возможно добраться, то и людей, и мусора здесь предостаточно. Но при желании можно отойти подальше, и найти место для более-менее спокойного отдыха. Правда, иногда не слишком умные граждане ночью врубают в машине музыку...

Если по дороге двигаться дальше, она приведет к карьеру Лазурный, но проехать там на машине, даже повышенной проходимости, практически невозможно, только пешком или на велосипеде. До туда еще 2 км. Автомобилисты приезжают сюда с другой стороны, от дороги на Новоасбест. Лазурный - пожалуй, самый красивый и удобный для цивилизованного отдыха карьер, так как там расположен дайвинг-центр. Имеются и кафе, и оборудованные для купания места, и лагерь для туристов - как турбаза.

Следующий карьер - это Тритон, о котором и был наш рассказ. На Неныряйке делать особо нечего, только посмотреть, и поехать дальше, к самому дальнему карьеру, Хургаде. Там также достаточно много мест для отдыха, хорошие съезды к воде, и туда приезжают люди со стороны Новоасбеста. Здесь есть питьевая вода из чистого ручья. От ж.д. станции Анатольская до Хургады примерно 12.5 км. От Хургады до станции Шайтанка в Николо-Павловском около двадцатки.

Есть еще один, маленький карьер у самой дороги от Николо-Павловского, но он большой популярностью не пользуется, слишком скромный.

Карта карьеров Хургада, Тритон, Лазурный

Фотографии, сделанные на Тритоне и в пути

Вид на отвалы Лазурного
Рукотворные холмы
Самый дальний карьер
Свято-Троицкая церковь в деревне Шиловка

Небольшой тест на проверку Вашей внимательности:
Сколько лягушат Вы видите на фотографии?

Правильный ответ в рассказе...