Горный массив Конжаковский Камень

Конжак - одна из высочайших гор на Урале, высота 1569 метров, находится в южной части Северного Урала, рядом с населенным пунктом Кытлым. Названа по имени охотника-вогула Конжакова, юрта которого некогда стояла у основания горы. В нижней части склоны покрыты хвойными лесами, а с высоты 1000 метров - горной тундрой и каменными россыпями. Конжаковский Камень включает Серебрянский хребет на востоке и Конжаковский хребет на западе.

Самая высокая точка Серебрянского хребта - гора Серебрянский Камень (1305 м.), характеризуется большим количеством скал на гребне (скальная зубчатка). Конжаковский хребет включает вершины: г. Трапеция (1253 м.), г. Южный Иов (1311 м.), г. Северный Иов (1263 м.), г. Конжаковский Камень (1569 м.), г. Тылайский Камень (1471 м.), г. Острая Косьва (1403 м.).

Выдающимися местами на хребте Конжак являются Иовское плато с высотой до 1200 метров, на нем находится озеро, Иовский провал (восточный склон Иовского плато) - скалы, круто обрывающиеся в долину реки Полудневая, Тылайский провал - крутой юго-западный склон горы Тылайский Камень, Поляна Художников - поляна в лесу, в долине реки Конжаковка, популярное у туристов место для стоянок.

На марафонской трассе длиной 42 км, от трассы Карпинск-Кытлым до вершины Конжака и обратно ежегодно проводится международный горный марафон, собирающий до 2 тысяч участников.

Первый раз на Конжаке

Планируя наше очередное путешествие, мы обнаружили, что бывали на реках и озерах, в велопоходах, а вот в горы еще не поднимались ни разу. Александр, конечно, был в Крыму и на Кавказе, и облазил там все горы, но вот на Урале, выше Волчихи не поднимался. Разложили мы карту Урала и увидели два привлекательных места: хребет Таганай и Конжаковский Камень. Стали выбирать, и, как истинные патриоты Свердловской области, выбрали Конжак.

Узнали все подробности, как туда добраться, у знакомого, Алексея Курочкина - это тоже путешественник. Он был на Конжаке, совсем недавно, участвовал в марафоне. Заброска предстояла многоступенчатая: поездом до Краснотурьинска, затем маршруткой до Карпинска, а потом попуткой в сторону поселка Кытлым до Марафонской тропы.

Дорога до подножия Конжака

Первые два этапа прошли гладко - в Краснотурьинске у вокзала купили продуктов, сели в ГАЗельку и через 20 минут были в Карпинске. Там наша дорога проходила по улице с родным названием Советская, мимо Богословского Введенского собора (он стоял на реставрации, весь в лесах), мимо лесозаготовительной базы, через реку Турья и дальше в лес.

Дорога была ужасно пыльной - по щебенке каждые 5 минут проносились КАМАЗы на карьер. Мы пытались голосовать, но все водители показывали, что скоро сворачивают. Тогда мы пошли вдоль дороги, чтоб хоть комаров не кормить на одном месте, и где-то через несколько километров на наши призывы наконец-то остановился грузовичок. Я забралась в кабину, а Александр поехал в кузове, с ветерком. Водитель рассказал, что был на Конжаке много раз, а неделю назад даже работал там на марафоне - что-то возил.

Он высадил нас у поворота на Веселовку, пожелал удачи и уехал. Мы двинулись дальше. Машин долго не было, но солнце ярко светило, у обочин цвели цветы, идти пока было не трудно. Пара автомобилей проехала мимо нас, не останавливаясь. Между прочим, следует учесть, что если путешественников больше двух - Вас, скорее всего, никто вообще не подбросит, надо нанимать машину в Карпинске.

Но вот нам повезло, очередная легковушка притормозила и нас согласились подвезти до места с загадочным названием Каквинские печи (раньше там жгли древесный уголь для металлургического завода) - это еще 15 километров пути. Люди в машине оказались любителями ходить в горы, были и на Конжаке, и на всех окрестных вершинах, и на Денежкином Камне, и на Приполярном Урале, и даже на Алтае, на горе Белуха. Они посоветовали нам не ходить на гору, если будет туман. Мы переехали мост через реку Каква, где стояло несколько машин с местными отдыхающими. Когда нас высадили у поворота на Каквинские Печи, туманом и не пахло - солнце сияло вовсю.

Мы прошли по дороге еще пару километров и сели в последнюю на сегодня попутку, за рулем которой сидел совсем молодой парнишка. Он как раз ехал в Кытлым и пообещал доставить нас к Марафонской тропе. Скорость у него была приличная, и на такой дороге это ощущалось экстремально - по днищу барабанили камни, пассажиров подкидывало на ухабах, а иногда из клубов пыли внезапно выскакивала встречная машина. Водителя звали Виталик, он оказался офицером, служащим в радиолокационном полку на склонах Косьвинского Камня, и рассказал нам много интересного...

Косьвинский Камень

Косьвинский Камень - это еще одна гора рядом с Конжаковским Камнем. Ее высота - 1519 метров, всего и разницы-то с Конжаком метров пятьдесят. Она сложена из породы дунит, которая огнеупорна и блокирует сканирующее радиоизлучение. Поэтому, само собой, в советские времена здесь была оборудована сверхсекретная система связи «Периметр» с командным пунктом, способная перенести последствия ядерного удара.

Косьвинский Камень внутри изрыт как муравейник - там есть тоннели такого размера, что по ним спокойно перемещается большегрузный транспорт. И объект продолжает строиться - туда все время подвозят песок-щебень-бетон и т.п. Строить удобно, потому что в горе сохранились горизонтальные шахты после добычи платины. Для снабжения объекта пару лет назад была построена дополнительная ЛЭП, проложен новый мост через реку Каква. В Кытлыме, прилегающем к базе, строятся жилые домики для солдат и офицеров, прочая инфраструктура.

Еще в 1993 г. бывшим американским наблюдателем за запуском межконтинентальных баллистических ракет, а ныне одним из ведущих экспертов США по российским вооружениям Брюсом Г. Блэром были обнародованы эти сведения о Косьвинском Камне. На командный пункт даже Путин приезжал, когда был Президентом.

Так, за приятной беседой, мы добрались до начала тропы на Конжак. Виталик показал нам вдали свой военный городок и поехал дальше. Тропа совсем не походила на дорогу, ведущую в горы - она уводила прямо через невысокий лесочек. Вершины виднелись только вдалеке. На поляне стояли две машины, тусовались 5-6 загорелых утомленных молодых людей. На вопрос "Вы туда или оттуда" ответили "Оттуда, мы там с 1 июля загораем".

Еще предупредили, что наверху очень ветрено и прохладно, что воды можно набрать на 9-м и 14-м километрах, что встать лучше на Поляне Художников, и еще что мы не заблудимся - после марафона прошло всего 3-4 дня, все метки свежие, хорошо видны на тропе. Марафон "Конжак" - это когда больше тысячи человек бегут на гору 21 километр и столько же обратно, всего 42 км. Сначала нам это не показалось таким уж странным, но потом… В общем, в 13.20 мы пошли на Конжак.

Подъем на Конжаковский Камень

Через 500 метров дорога, довольно каменистая, стала немного забирать вверх. Мы договорились, что в два часа сделаем привал и пообедаем. Пересекли две речушки, линию электропередачи. Навстречу нам попалась целая семья с детьми, идущая назад к дороге, младший сидел у папы на шее. На обочине сидели двое туристов, отдыхали. Так что было понятно, Конжак - место популярное. Тропа и правда была отмечена красными ленточками на деревьях и кустах, каждый километр стояли знаки: 2, 3, 4… Вот на четвертом километре мы и пообедали чебуреками и овощами, чуть отдохнули и пошли дальше. Причем Саша надел комбинезон и кофту, побрызгал ноги от комаров - насекомые уже пробовали нас на вкус.

Через полкилометра дорога пошла вниз, и никаких признаков гор. Александр уже засомневался - туда ли мы идем. Но вот путь снова повел наверх и в просвет над деревьями мы вдруг увидели в вышине здоровенный синеватый Конжаковский Камень, как теперь ясно - одно из его предгорий. Мы обрадовано двинули дальше. А идти становилось все труднее: время - самая жара, на дороге тени нет, рюкзаки тяжелеют. А у меня еще у кроссовок оказалась довольно тонкая подошва, так что наступать на камни было очень чувствительно, получился такой жесткий массаж стоп. Отсюда вывод - в такие походы надо надевать обувь на толстой подошве, желательно берцы.

Пыхтели мы, пыхтели, вдруг дорога раздвоилась - одна часть прямо и наверх, другая налево, там был построен навес и большой стол. Незаметный указатель гласил, что Конжак налево, а прямо - Серебрянский Камень. Мы повернули, и дорога стала тенистой, зато все круче и круче. До 6-го км. мы еле доплелись, сделали привал на полянке, посидели на чурбачках, попили воды. Я на всякий случай замотала ломаную ногу эластичным бинтом. Двинулись мы дальше, вдруг запахло гарью, и справа от тропы потянулся подпаленный лес с выгоревшим подлеском. Пни местами еще дымились. Посмотрели мы наверх - а там просто столб дыма - лес горит метров на 700-800 выше по склону. Призадумались мы, как будем возвращаться, если все разгорится, но все-таки решили идти вперед - нам же не к пожару, а мимо.

Через некоторое время дорога кончилась. На поляне стоял вишневый "Жигуленок" и никого рядом не было. А в лес уходила узкая тропинка - местами земляная, местами каменистая. И сам лес очень изменился: то по бокам были непроходимые дебри из мелких тощих елок, а тут ели стали крупные и простора больше. Мы шли уже довольно долго, а знака "7-й км" все не было. Вдруг показался сразу 8-й. Видимо, предыдущий просто упал.

Мы уже порядком устали, хотели пить. Тут впереди послышался какой-то шум, думали - ветер, оказалось - горная речка Конжаковка. Она весело бежала по каменному руслу, через нее был перекинут мост из трех сосновых бревен, скрепленных железными скобами. Мы обрадовались речке, как родной. Перешли мост, скинули рюкзаки, разделись и пошли купаться в студеной водичке. И еще мы ее пили - замечательно вкусная. Потом мы еще фотографировались, осмотрели стоянку - там на бережку и скамейки самодельные поставлены, и стол, и место есть для палаток. Сил у нас прибавилось. Не хотелось уходить от горной речки, но надо было двигаться дальше.

Тропинка, пробежав немного вдоль берега, сворачивала в лес. Она вся была покрыта переплетенными корнями, в основном, еловыми. Какая-то птица с большим клювом, пестрая, величиной примерно с галку, с беленьким подхвостьем все время нас сопровождала, садясь на дорогу впереди. Подпускала нас на 2-3 метра и отбегала или отлетала еще чуть вперед. На тропинке она что-то деловито склевывала с земли, поглядывая в нашу сторону. Возможно, на разных участках дороги это были разные птицы одной породы, не знаю. Но с ними было веселее идти.

Через километр от речки мы вышли на большую поляну со скамьями и столом. У самого входа на поляну увидели небольшой родник. Это и был контрольный пункт на девятом километре. Мы не стали там долго задерживаться, лишь окинули взглядом два пыльных джипа, припаркованных в кустах. Отмеченная тропа на Конжак вела направо, а налево уходила ухабистая дорога на Кытлым, по которой внедорожники сюда и добрались.

До долгожданной стоянки на Поляне художников оставалось 5 километров, а плечи уже стонали от рюкзаков, давал знать о себе мой остеохондроз офисного работника - в правую лопатку точно гвоздь забили. От поляны тропа плавно поворачивала влево и вверх, по ней иногда стекали мелкие ручейки. Все было засыпано камнями, очень затруднявшими ходьбу.

Александр шел метров на 40-50 впереди меня. Вдруг послышался лай и грозное рычание. Я заторопилась догнать Сашу и посмотреть, в чем дело. Вижу, у его ног какой-то мохнатый шар - оказалось, собака, видимо, помесь со спаниелем, судя по морде. Она свирепо скалила зубы и делала вид, что сейчас бросится и растерзает. Тут из кустов поднялся бородатый мужчина и стал оттаскивать пса за ошейник, приговаривая: "Фу, Джим, фу!" Усадил его наконец в траву и поздоровался с нами. У мужчины, несмотря на довольно длинную бороду, было какое-то немного детское лицо, очень добрые голубые глаза и тихий голос. Он сказал, что до Поляны художников нам совсем недалеко, что там уже разместилась пара групп туристов, которые пойдут на гору завтра. Мы рассказали ему о пожаре, который видели, и он заволновался, не изба ли горит. На этом мы расстались.

Дальше по тропе стали встречаться очень большие, толстые сосны, метра по два в диаметре внизу. Они стояли на вытянутых корнях, как на цыпочках, земля из-под них была вымыта. Еще были упавшие деревья, исполинские корни которых торчали во все стороны диковинными узорами на 3-4 метра. В нескольких местах тропу пересекали крупные ручьи с чистой водой - где-то между 12 и 13 километрами. Мы вдоволь напились. Чуть дальше на пути нам встретился памятник, на котором было имя умершего, даты его рождения и смерти и надпись: «Лучше так, чем от водки или простуды». Получалось, что этот мужчина, которому только что исполнилось 50 лет, в 2005 году участвовал в марафоне "Конжак" 2 июля, и умер прямо на бегу. Ну что ж, возможно, для этого человека такой конец и вправду не самый плохой. Удивительно, как другие добегают живыми по такой дороге.

Поляна художников

После 13 километра мы услышали внизу справа от тропы журчание, и почти одновременно увидели каменистый горный склон за ущельем. Это была уже известная нам речка Конжаковка и первые подступы на вершину Конжака. Потом раздались голоса, показались палатки… Мы дошли-таки до Поляны художников. Все подходящие для стоянки места были уже заняты, веселые люди загорали, готовили еду на костре, болтали. Александр всем сказал "Физкульт-привет!" и мы без сил опустились на край ущелья. Некоторое время так и сидели, смотрели на горы, окружавшие небольшую долину с двух сторон. А Поляна как-то, на первый взгляд, не оправдывала своего романтического названия - было слишком тесно, шумно. До воды нужно было спускаться по крутому склону метров 15, речка внизу даже не шевелилась, вода почти стоячая, сверху упавшие мошки и соринки. Таково было наше первое впечатление.

Александр пошел искать свободное местечко для палатки и быстро его нашел - вытянутая полянка, отгороженная от основной кустарником. На одной ее стороне уже стояла синяя палатка, хозяев которой не было видно, чернели два костровища. Мы быстренько поставили наш временный домик, собрали немного дров, развели костерок и вскипятили воду - было уже семь вечера, пора ужинать. Хотя от жары и усталости хотелось только пить. Пока чаевничали - осмотрелись получше. Наша стоянка находилась в лощине между двух горных склонов, причем всякая растительность заканчивалась выше нас метров на сто. Дальше - голые камни. Сама лощина заросла низенькими, коренастыми соснами и кедрами, такими же березами и елями в виде кустарника. У нашей палатки росли рябинки и какие-то еще кустики. Откуда-то пахло сладкой хвойной смолой - волшебный аромат. Так что место было хоть куда.

Поскольку с утра мы собирались на вершину Конжака, лечь решили пораньше. У Саши болело от рюкзака правое плечо, у меня гудели ступни. Но только мы задремали, вернулись наши соседи, стали разговаривать, варить суп на горелке, ужинать. Через час наконец-то улеглись тоже. Но и со второй попытки сон не пришел к нам. Где-то ближе к часу ночи у нашей палатки раздались шаги и веселые мужские голоса. Два туриста душевно расставались, хорошо перед этим "посидев". Один сказал: "Ну все, я пришел". Второй ответил: "Точно? Ну, тогда спокойной ночи" и его шаги стали удаляться. Оставшийся постоял, повздыхал, и двинулся к нашему входу. Александр высунулся ему на встречу и недружелюбно спросил: "Чего надо?" Тот ответил вопросом "А ты кто?" Саша объяснил, что это его домик, мужик говорил - нет, мой.

Короче поперепирались они немного и Саша залез обратно, а пьяный товарищ с треском завалился в кусты у нашей палатки (шиповник, между прочим). И началось... Сначала он просто кряхтел и охал. Потом ему стало плохо, потом он икал, квакал, стонал, снова икал… Потом кричал страшным голосом. Потом дышал громко, как в порнофильмах - это мужик грел руки дыханием. Мы долго не могли уснуть - то хохотали над чудиком, то пытались его прогнать, то прислушивались, не встает ли, вполне мог спьяну упасть на нашу палатку. Я сдалась и уснула первой. Так что Вы понимаете, встать так рано, как планировали, утром нам не удалось.

Поэтому и восхождение на Конжак мы начали почти в 11 часов. Хорошо, что у меня получилось убедить Александра оставить один рюкзак с лишними вещами внизу. Мы его спрятали, а с собой взяли другой рюкзак с водой, едой и теплой одеждой. Нести решили по очереди. Тропа была маркирована до самой вершины. Там, где уже не было деревьев, торчали палки с красными ленточками, так что путь нам было видно издалека.

Восхождение на Конжак

Сначала дорога пролегала через лес, похожий на сад - миниатюрные деревца, будто подстриженные, кругленькие кустики, ярко-зеленая трава и крупные, высокие цветы самых насыщенных оттенков - густо-фиолетовые, желтые, розовые, белые, чистого голубого цвета. Я и половины этих растений никогда не видела. Потом по краям тропы стали видны длинные языки каменных осыпей - первые вестники с вершин. Мы сфотографировались на этих живописных валунах. Тогда я еще не подозревала, сколько мне их сегодня придется увидеть и пройти.

Где-то минут через 30 лес кончился, мы вышли на открытое пространство. Было жарко, особенно мне, я несла рюкзак первой. Участки, сплошь заваленные валунами, стали попадаться все чаще. Их приходилось преодолевать, прыгая с камня на камень, как горный козел. Равновесие с рюкзаком удерживать было нелегко, Александр вел меня за руку. Некоторые камни еще и качались, норовя выскользнуть из-под ноги. Жару немного разбавлял свежий ветерок с гор.

Мы достигли обширной поляны на высоте - это было что-то вроде перевала с альпийским лугом. В глазах рябило от пестроты травяного ковра с мелкими яркими цветами, пахло медом. Никогда раньше я не встречала незабудок такого интенсивно-голубого цвета. И все это сверху было накрыто синим небом, в обрамлении серо-зеленых горных склонов. У самого начала луга стоял небольшой каменный знак-столбик «К юбилею металлургической промышленности». А на одной из скал левого склона виднелся белый могильный памятник еще одному туристу, окончившему свои дни на Конжаке.

По лугу мы легко и приятно перешли перевал, ветер здесь довольно сильно дул, так что я надела ветровку. Наша маленькая долина скрылась из глаз вместе с вершинами позади. Зато перед нами открылся изумительный вид на плато, еще две горы вблизи, горы вдалеке - повсюду. На плато справа поблескивало озерцо, за ним - крутой обрыв, его здесь называют "провал". А отмеченная красными ленточками тропа начинала подниматься по заваленному камнями склону, все больше заворачивая налево, тут мы наконец смогли определить, которая из вершин - Конжак. Хотя снизу ее самой еще не было видно.

Как описать подъем на Конжак прыжками по валунам мне, обладателю поломанной, плохо гнущейся ноги. Адреналина я хлебнула прилично, хотя сказать, что это что-то запредельно трудное тоже нельзя. Я говорила себе - даже дети здесь поднимаются, и это замечательная вещь для похудения… Но все равно мелькала мысль - куда меня несет? Вот Александр - тот прекрасно себя чувствовал, хоть с рюкзаком, хоть без - скакал по булыжникам, фотографировал, вертел головой на 180 градусов.

Чем выше мы поднимались, тем более величественная картина нам открывалась, и тем более маленькой я себя ощущала. С середины склона стало видно, что еще в двух местах, далеко на горах, горит лес - там вздымались столбы дыма. И тут справа по склону мы заметили снег. Александр немедленно обрадовался, закричал "Карамба!" и скомандовал сворачивать туда. Мы допрыгали до холодного белого снежка, я сфотографировала Сашу, весело ковыряющегося в сугробике в разгар июля, и мы повернули обратно на дорожку, если это можно так назвать. Когда до вершины Конжака осталось 2 километра, мы присели передохнуть у крохотного ручейка, где можно было набрать водички и попить. Выдули по две кружки, подышали, еще раз окинули взглядом панораму, и снова пошли к вершине. У самой верхушки горы была еще одна высотная лужайка. Ветер дул уже совсем прохладный и довольно сильный.

Вершина...

Метрах в ста от конца пути мы услышали громкий треск, как будто взлетал вертолет. Не могли понять, что это такое, пока не увидели, что это трепещут на ветру флаги наверху. На последних шагах нам встретились несколько человек, идущих обратно. На самой вершине под прикрытием каменной стенки пятеро туристов кипятили на костре чай, приглашали нас погреться. Мы немного посидели в затишке, скинув рюкзак, а потом вышли на продуваемую вершину фотографировать.

Ветрюган вышибал слезы из глаз, казалось, сейчас улетишь вниз. У моей ветровки рукава трепыхались, как при прыжке с парашютом. Руки мерзли. Александр взобрался к флагам, там кричал что-то, махал руками - короче, выражал бурный восторг. С высоты нам было видно и стоящую рядом громаду Косьвинского Камня, и поселок Кытлым, и десятки вершин до самого горизонта, теряющихся в синеватой дымке, тут только я осознала, как велик Урал, и что это действительно горная страна. В другую сторону местность была ровнее, видно было, что лес поделен просеками на квадраты, угадывались вдалеке русла рек, между горами что-то блестело - может, тоже река или водохранилище.

Я порядком помучилась, фотографируя Александра: во-первых, у меня после восхождения чуть тряслись ноги, во-вторых, ветер мешал - просто сдувал фотоаппарат, застилал глаза слезами… Потом Александр сам снимал окрестные панорамы, взобрался на вторую вершину, левее первой. Но, поскольку было уже около двух часов, мы решили пообедать. Чебуреки, надо сказать, на высоте 1500 метров становятся ужасно вкусными. И блинчики с творогом тоже. Запив все это чаем, мы еще любовались просторами, синей дымкой у горизонта, отдыхали… пока не заметили, что в нашу сторону быстро движется нехорошая темная тучка в полнеба. Я представила себе спуск с горы под дождем и сказала Саше - не пора ли нам пора. Он согласился, что скакать по мокрым камням не есть хорошо, и мы пошли обратно.

Продвинулись метров на 50 и - о, чудо! - повстречались с ночным постояльцем кустов. Вид он имел жалкий и помятый, в гору еле тащился. А не надо пить, господа-товарищи. Мы сказали ему пару слов о своих ночных впечатлениях - он очень удивился, ничего не помнил. Сказал, что долго не мог найти свою палатку. Но извинился и пообещал больше не пьянствовать.

Идти вниз было все-таки не так тяжело, как вверх, но больше уставали ступни и колени - ведь мы прыгали на камни, приходилось пружинить. Надо было быть внимательнее - ведь если камень качнется, удержать равновесие труднее, чем когда идешь вверх. А моим кроссовкам, к тому же, пришел конец, подошва спереди у них совсем оторвалась и норовила зацепиться за что-нибудь. Потом я еще и пятку проткнула (хорошо хоть не свою, а кроссовка). Александр предложил спускаться другой дорогой, напрямик, но я возразила, что мы не знаем, проходим ли тот склон, да и к озерцу хотели зайти. Про озеро мысль Саше понравилась, с тропы мы все равно сошли, чтобы сократить путь к водоемчику.

Довольно скоро мы достигли плато, уже под тихонько моросящим дождиком. Оказалось, что трава там растет не на земле, а поверх мха. Ноги в него проваливались почти до середины икры, а внизу под ним еще были неровные камни, так что пока мы дошли до озера - порядком устали. Скорее, можно было его назвать лужей, в самом глубоком месте едва по колено, размером примерно 25 на 15 метров, но вода чистая, прозрачная и на вкус как в горной речке. Мы сфотографировали озерцо, брошенные геологами на его берегах железные трубы и сваленную вышку.

К провалу идти сил уже не было, да и туча приближалась. Хотелось до сильного дождя успеть поставить палатку. Мы шли к тропе в горку, через вязкий мох и мелкий кустарник, ноги уставали, как будто идешь по болоту. На большом валуне передохнули, съели яблоко. Видели, как по тропе вверх прошли туристы, один из них нес на руках… большую рыжую собаку. Мы немного изумились этому факту. Когда наконец вышли обратно, на маркированную дорожку, там отдыхали люди, с которыми мы вместе были на вершине. Сказали им, что были у озера.

Еще не так уж много, и мы, перейдя перевал обратно, вышли в лес-сад, дошли до места, где были спрятаны вещи. Порадовались, что они не намокли, ведь дождик периодически накрапывал, и нырнули на нашу полянку. Место для палатки было свободно. Вечер прошел тихо-мирно: мы поужинали, повалялись в палатке, отдохнули. Потом поговорили с вернувшимися соседями. Оказалось, они здесь уже почти неделю, палатку с вещами оставляют, а сами каждый день ходят к разным вершинам.

Живут они в городе Лесной, им уже за 60 обоим. На Конжаке бывали много раз, посоветовали нам короткий путь подъема на него. Сказали, что сегодня в гости обещали зайти наши земляки - милиционеры из Екатеринбурга. Они спрятали рюкзаки в лесу перед выходом на Серебрянскую, отметили точку на GPS-навигаторе, собирались забрать вещи и прийти. Но судя по тому, что до утра они так и не появились, навигатор вещь ненадежная, могут и батарейки сесть. Как потом оказалось, они всю ночь обшаривали склон в поисках своих рюкзаков, а в них и еда и палатка и все остальное.

Когда мы уже собирались спать, к палатке подошел парень с рыжей собакой - тот самый, который ее на руках нес. Говорит, на горе она не испугалась, только устала очень. Песик и вправду выглядел утомленным. А парень приходил не просто так, он думал, что в нашей палатке живет его вчерашний собутыльник, и хотел его снова пригласить "посидеть". Мы с Александром посоветовали, чтобы он этого не делал, и поведали ночную эпопею. Парень согласился, что повторять такое не стоит и ушел к себе.

Ночью шел небольшой дождь, но к утру все подсохло. Так как мы собирались уезжать, я встала пораньше. Небо снова было голубым, воздух теплым - просто обидно возвращаться в такую погоду. И тут из-за перевала снова показались тучки. Я заторопилась развести костер и вскипятить чай. Собрала свои вещи. Из палатки показался Александр.

Пока я заваривала чай, резала бутерброды, а он делал зарядку, тучи переползли через гору, зацепились за нее и стали клоками стекать к нам, вниз по склону. Так близко я еще облаков не видела, разве что с самолета. Мы до последнего не убирали палатку, все ждали, пойдет дождь или нет. Не пошел. Вокруг небо расчистилось, и лишь туча, зацепившись за гору, все висела на одном месте. Выглянуло солнышко, и мы снова подумали, не остаться ли еще на денек. Но группы туристов, непрерывным потоком идущие мимо нас, напомнили, что сегодня суббота, и завтра мы можем и не уехать в Екатеринбург.

С горы, или еще 21 километр

Так что мы все-таки двинулись в обратный путь около 10 утра. И сразу же столкнулись с моим знакомым - он с другом налегке шел на Конжак. Мы радостно перекинулись планами и впечатлениями, и договорились созвониться в городе. Дальше, шествуя по знакомой тропе вниз, мы считали группы, попадавшиеся навстречу. Получилось 14 компаний от 2 до 20 человек. Так что если Вы не любите шума и скоплений людей - на Конжак надо ехать в будние дни.

На обратном пути мы снова фотографировали все интересное. Только пока дошли до речки Конжаковки, я созрела для смены разбитых кроссовок на резиновые шлепанцы. Удивительно, но идти по камням в них было гораздо удобнее и не жарко. На берегу мы увидели лагерь из 6-7 больших палаток, абсолютно пустой. Даже продукты на столе остались лежать. Видимо, это целый класс школьников здесь устроил базу, мы видели их у родника. Снова сполоснув в реке ноги-руки, мы продолжили путь.

Прошли место, где горел лес - теперь дыма уже не было. Дальше по дороге встретили здоровенную машину, которая везла какие-то бочки и туриста с рюкзаками. Александр предположил, что в бочках состав для тушения пожаров. На поляне мы уже видели такие бочки. Еще ниже стоял автомобиль с вагончиком в кузове, там дремал рабочий. Мы присели у ручья пообедать и заметили, что в кустах за машиной припарковано 5-6 легковушек, и еще одна подъехала с туристами. Перекусив, пошли дальше, и к двум часам, как и планировали, вышли к дороге на Кытлым. Стали ловить попутку, но не тут-то было. Машин проезжало мало, почти все они полные, либо военные или почтовые, которым не положено подвозить пассажиров. Вокруг вились тучи оводов, солнце жарило так, что ой-ой-ой!

Мы проторчали на дороге до шести вечера. Видели, как люди собирались ехать на Конжак на квадроциклах, как уходили пешком… Наконец прошел в Кытлым пассажирский автобус, обещал взять нас на обратном пути минут через 40. Но только он скрылся из глаз, мы остановили КАМАЗ, сели в него и совершенно бесплатно, хоть и не с комфортом, доехали до Карпинска. Александру только не понравилось, что водитель курил в кабине, а мне не очень удобно было сидеть - ноги затекли, и трясло сильно. Но зато шофер пытался нас развлекать историями из своей жизни.

Карпинский отель

Вышли у реки Турья на окраине Карпинска. Хотели заночевать на берегу в палатке, ведь на поезд в семь часов все равно опоздали. Но были разочарованы - везде берега были заболочены, в воде плавали старые бревна, в траве вились тучи злющих комаров. Пришлось срочно эвакуироваться. Мы пересекли неудобную речку по мосту и вошли в Карпинск. Спросили у местной жительницы, где можно искупаться и прибыли к небольшому озерцу. Там уже плескались мальчишки, и загорала парочка.

Мы поставили палатку, Саша собрал где-то немного дров, я сходила за водой. Пока Александр делал костровище, я сполоснулась в не слишком чистой воде. Что-то подсказывало мне, что спокойно заночевать здесь не получится, слишком популярным у населения выглядел водоем. Как только мы сели ужинать, подрулила компания в стельку пьяных "отдыхающих", изъяснявшихся исключительно матом. Видя, что тишины и покоя здесь не будет, мы собрали вещи и ушли от неприятного соседства.

Сначала думали остановиться на дворе собора, но его ограда оказалась недостроенной. Тогда мы узнали, где в Карпинске гостиница и пошли туда. По дороге нам еще дали местную газету с телефоном квартир, сдающихся посуточно. В гостинице оказалось дороже, отдельная плата за душ, да и хлоркой попахивало. Так что мы на местном такси, за рулем которого был наш земляк, переехавший сюда два года назад, приехали на квартиру. Она нам понравилась - чисто, уютно, тихо, все есть (душ!) и всего 200 рублей с человека. Мы выпили чаю, вымылись и рухнули в кровать. Спали до десяти утра. В половине двенадцатого вызвали хозяйку, поблагодарили, попрощались и пошли на остановку маршрутки до Краснотурьинска.

Хорошо было ощущать себя чистыми и отдохнувшими. В дорогу купили вкусной еды, особенно бородинский хлеб отличился. В 12 были уже на вокзале, но тут выяснилось, что билеты есть только на сидячие места. С семи вечера до восьми утра сидя - это круто, подумали мы, и поехали на автовокзал.

Там нас сначала тоже ждало разочарование - в кассе сказали, что на подходящий нам автобус на 14.05 билетов нет. Мы уже собирались ехать сначала до Серова, а оттуда уже как-нибудь домой, но Александр никогда не сдается, он подошел к водителю, потолковал с ним, и нас посадили в автобус на какие-то резервные места. Шесть часов в довольно комфортных условиях не показались нам утомительными. В пути была остановка у кафе на 30 минут - мы поужинали и размялись, а в 8 вечера уже были в Екатеринбурге.

Какие же выводы мы сделали из нашего первого горного похода на Урале

- Такое путешествие под силу только упорным, физически подготовленным людям. В самые трудные моменты мы говорили, что никогда больше не пойдем в горы, но через день-два, когда перестали болеть ноги и плечи, поняли - мы не против вернуться и посмотреть то, что еще не видели. А на Конжаке еще много интересного. Ведь на Серебрянском Камне есть даже водопады.

- Готовиться к такому походу нужно тщательно: почитать о маршруте, найти и изучить карты, выбрать время, чтобы была хорошая погода (в горах часто туманы, дожди, град).

- Не стоит заранее покупать билеты обратно: к назначенному времени можно и не успеть спуститься с Конжака из-за погоды, или не суметь добраться вовремя до Краснотурьинска, если нет собственного или заранее заказанного транспорта. Между прочим, у дороги на Кытлым есть сотовая связь. "Мотив", например, берет.

- Ну, и если Вы все-таки собрались на Конжак - это хорошо. Ведь впечатления от настоящих гор, чистой воды, диких лесов и чудесного воздуха - действительно незабываемые!

Немного о грустном...

Я рад, что мне посчастливилось побывать на горе Конжаковский Камень еще в то время, когда там на альпийских лугах цвели тысячи цветов... Но после начала рудных разработок и строительства дороги на перевал, туда ринулись стада варваров на джипах и квадроциклах, которые просто перепахали уникальные высокогорные луга вместе с их редкими растениями. Вместо того чтобы пройти пешочком, полюбоваться красотой и подышать чистым воздухом, они всюду оставляют безобразные колеи и кучи мусора...

Удручает позиция наших властей - дать разрешение на добычу полезных ископаемых, и ничего не сделать для сохранения удивительного места - Конжаковского Камня и его перевала. Боюсь, что те, кто соберется сходить на Конжак, уже не увидят его в том виде, каким он был раньше...

Как добраться до Конжаковского Камня

Добраться до Конжака из Екатеринбурга можно следующим образом. Если у Вас личный автотранспорт, то все просто. По Серовскому тракту через Тагил, Серов, Краснотурьинск, Карпинск, и далее грунтовка на Кытлым. Всего где-то 480 км. Не доезжая до Кытлыма, после речки Вторая Серебрянка, направо в гору будет дорога. Она ведет к руднику на горе. А чуть впереди турбаза "Серебрянский Камень", и рядом речка Первая Серебрянка.

Но лучше проехать еще, до места под названием Катышерские луга (на карте ур. Катышер), там же турбаза "Конжаковский Камень", и речки Конжаковка и Катышер. Тут можно оставить свой автомобиль и как настоящий турист пойти на гору пешком. Тропа хорошо натоптана и промаркирована. Так Вы прочувствуете всю прелесть подъема на гору, с рюкзаком ходу примерно 7 часов. От дороги Карпинск - Кытлым по тропе до поляны художников 14 км, и еще 7 до вершины.

Заночевать можно на поляне, недалеко течет речка, а на следующий день до горы и вниз, либо опять на полянку. Нормальному человеку вполне реально. В выходные поляна вся забита палатками, да и на горе толпы народа, лучше ехать в будни. Если Вы хилый и больной, можно поехать прямо на гору по первой дороге, которая на рудник, и уже там оставив машину, пройти до самой вершины. На самый верх заехать не получится, там дорогу перегораживают. Да и бросать свое авто на обочине без присмотра опасно.

Если машины нет, то придется из Екатеринбурга часов 7-8 ехать на автобусе до Краснотурьинска, или Карпинска. Рейсов много. А вот от Карпинска в сторону Кытлыма автобусы ходят далеко не каждый день. Уточняйте расписание накануне. Либо такси, если Вас много. Если Вы пошли на Конжак один, можно дойти до конца Карпинска, и там голосовать на дороге. Автотуристы Вас подберут, но когда - не известно. Еще есть вариант на поезде из Екатеринбурга до Серова, а там маршрутка или автобус.

Карта горы Конжаковский Камень

Фотографии с поездки на Конжак

Впереди 21 километр
Речка Конжаковка
Это случилось на марафоне...