Путешествие по Ваграну и Сосьве

Сосьва - одна из самых крупных уральских рек, длиной 635 км, протекает от восточных склонов Северного Урала до впадения в реку Тавда. На 333 км. от устья судоходная. Название Сосьва означает на языке коми "вода из рукавов". И действительно, после Денежкино река часто раздваивалась. В верховьях реки Сосьва расположен заповедник "Денежкин камень", частично уничтоженный пожаром в 2010 году. Вдоль берегов в верхнем течении множество высоких живописных скал, некоторые с пещерами.

От истока до железнодорожного моста у деревни Денежкино, Сосьва - горная река, окруженная высокими скалами, а дальше превращается в спокойный равнинный поток. Притоки Сосьвы - Шегультан, Вагран, Каква, Ляля, Турья и другие небольшие речки. На этой реке мало населенных пунктов - Сосьва (Североуральский район), Денежкино, Маслово, Марсяты, Андриановичи и Сосьва (Серовский район). На Сосьве, особенно в верховьях, раньше была хорошая рыбалка. Но с недавних пор предприятия Козицина стали отравлять реку, и все живое потихоньку вымирает.

По Сосьве прошла вторая часть нашего водного путешествия, начало смотрите на странице «Вагран». Так как это был серьезный и длительный сплав, Александр решил снять фильм об этом путешествии, и взял с собой видеокамеру, чтобы запечатлеть все красоты этих рек и Уральской природы. А благодаря веселью и боевому задору нашего спутника Леонида, закаленного в студенческих стройотрядах УПИ, появился и забавный видеоклип, смонтированный в студии DV-PRO.

Часть 2 - По реке Сосьва

День 5 (продолжение). Скала Кораблик

"Поздравляю вас, это Сосьва" - произнес Леня. Мы не поверили своим ушам и решили проверить глазами. Припарковав лодку, мы повернулись к месту слияния рек. Долго не хотели признавать очевидный факт, но пришлось, никакой другой реки такого размера (гораздо шире и полноводнее Ваграна) здесь быть не могло. Да, это точно Сосьва, сказали мы себе и только тут осознали, насколько величественно выглядит это место. На другом берегу Сосьвы возвышались серые скалы, Усть-Вагранские, и выше по течению, и напротив впадающего Ваграна. Те, что стояли выше, походили на средневековый замок, а в одном из верхних зубцов утеса напротив, было сквозное отверстие.

Сама Сосьва шириной была метров восемьдесят, от струи Ваграна по руслу шел след из пузырьков, и дугой была намыта небольшая отмель. Прибавьте к этому дремучий лес, тишину и парящего в небе коршуна. Совершенная, первозданная красота! Так что мы дружно посмеялись над своей ошибкой и решили обязательно подняться на заветное место со стороны Сосьвы - ведь известно, что там между реками всего пятьдесят метров. Байдарка отчалила, а мы с Сашей остались снять красоту этого впадения во всех подробностях. Минут через 10 поплыли и мы.

Течение на Сосьве было более плавное, русло широкое и во многих местах чувствовалась немалая глубина. Но вода была столь же удивительно прозрачной, как и на Вагране. Метров через 300-400 Александр приметил по правому берегу тропу наверх, на покрытую лесом гору, и сказал, что нам туда. Но, как на грех, Лени нигде не было видно, уплыл намного дальше. Я стала кричать, свистеть свисток, один раз мне даже ответили, но байдарка не вернулась. Мы поняли, что товарищи устремились к высоким скалам чуть дальше по реке, там стояла громада камня Владычный, и нам придется лезть на гору одним, оставив лодку внизу на свой страх и риск. Мы надели брюки и куртки, намазались от комаров, взяли с собой все ценное, вооружились ножом и видеокамерой, и пошли наверх.

Я думала, что будет сложный подъем и потом долгий переход по гребню хребта на высокие скалы… Но все оказалось намного проще. Тропинка была утоптанной и не слишком крутой, вела она не на вершину, а в седловинку между вершинами, где деревья росли не так густо, как везде. И вот там-то на пятачке всего 5 метров длиной и было видно одновременно Вагран и Сосьву, текущие в разных направлениях - прекрасное зрелище, такое не каждый день увидишь. А вот если подняться на вершину справа - наблюдаешь уже только Вагран, а на левую вершинку - только Сосьву. Вот отсюда я засекла наших спутников, они встали на пляжике напротив скал, метров 300 ниже по течению, и ждали нас. Я покричала и помахала, в надежде что они заметят мою желтую ветровку на горе, но ничего не вышло. Полюбовавшись еще, мы стали спускаться. Между прочим, тропа отсюда вела еще и на сторону Ваграна, как раз туда, где половина реки под скалой заросла нежной зеленой травкой. Мы сели в лодку и двинулись догонять Леню, я видела с горы как они садятся в байдарку, видимо, отчаявшись нас дождаться.

Под скалами плыть было непросто, потому что под водой торчало множество валунов, некоторые было заметно, другие - не очень. Приходилось лавировать, и на один мы все-таки наехали. Потом Сосьва стала более спокойна, но мельче, с перекатами. Там мы догнали байдарку и рассказали товарищам, что все-таки нашли то, что искали. Было очень жаль, что они не посмотрели все вживую - ну что ж, посмотрят на видео. Леня объяснил, что тропу они не заметили и думали, что подниматься надо на самые высокие скалы. Мы посмотрели карту, дальше по реке нас ожидал камень Стрелебский и речка Стрелебка слева, а справа - камень Кораблик.

Плыть по Сосьве оказалось быстрее и удобнее, чем по Ваграну, но и опаснее, глубина больше и коварные валуны на дне. По пути мы несколько раз вспугнули одну и ту же семью уток - мама и штук восемь утят. Так как утята еще не умели летать, то при виде нас они по сигналу мамаши начинали громко крякать и, трепеща крыльями, бежать по воде, очень забавно. Дальше на пути нам встретились линия электропередачи и газопровод, пересекавшие Сосьву. От газопровода по дну тянулись два ряда бетонных плит. Когда подошли к Стрелебскому Камню, было уже около семи часов вечера, и мы встали на ночевку на отмели напротив Кораблика.

Камень представлял собой совершенно роскошное зрелище: освещенная солнцем серо-белая стена больше 30 метров высотой и метров 150-200 длиной, по низу которой были выточены овальные гротики, а по центру пещерка со входом куда-то наверх. К отмели у пещерки можно было причалить, а чтобы попасть внутрь были приставлены бревно и жердь. Речка Стрелебка впадала в отдельный рукавчик Сосьвы метров на пятьдесят позади нашей стоянки, мы туда не пошли, комаров много. Обустроив лагерь, все занялись кто чем: Леня и Наташа возились у палатки, разбирали вещи, поставили воду на макароны, а мы с Александром сели в пустую лодку и переплыли к камню поближе познакомиться с пещеркой. Когда высаживались, с изумлением заметили, что рядом с нами подплывает к бережку пушистый серый зверек, похожий на очень маленького мышонка. Он выскочил на землю и скрылся под лежащим бревном, но ненадолго, пока Александр забирался наверх, он все время шмыгал между камнями, совсем не замечая меня.

Забираться в пещеру было нелегко, Александру пришлось проявить чудеса акробатического искусства: по голой стене и бревну с парой сучков он залез на высоту метров 4-5. Я сняла этот героический подъем, а потом осторожно передала ему камеру, надев ее на длинную жердь. И вот пока Саша занимался исследованием пещеры, я наблюдала за нашей зверушкой - это оказалась водяная землеройка. С вытянутой хоботком мордочкой, подслеповатая, очень суетливая, она быстро-быстро обшаривала камни, разыскивая насекомых или червяков.

Тут мои наблюдения были прерваны падением камушка с высоты и криком Александра "Осторожно!". Хорошо, что камушек был небольшой, он попал мне в спину. Саша спустил мне камеру на веревочке, привязанной наверху, и стал слезать. Я снизу помогала советами, куда ставить ноги. Когда Саша уже был внизу, мы увидели, что землеройка поймала за хвост пиявку в два раза больше себя ростом и борется с ней изо всех сил - тянет из-под коряги, кусает. Александр стал снимать эту схватку. Вот уже пиявка покусана до крови, вот зверек уже ест кусочек… А под конец в кадр еще и лягушка впрыгнула. Удивительно, что на таком маленьком пятачке столько всех собрано.

Вернулись мы на стоянку как раз к ужину, были готовы макароны с тушенкой. Мы поели, а потом неугомонный Александр с видеокамерой снова отправился на другой берег, на этот раз, чтобы забраться на скалу Кораблик. Я пока ушла в палатку писать дневник путешествия. Буквально через 10 минут Саша окликнул меня, я выглянула, а он уже наверху! Метеор просто. Он лазил по скалам минут 40, хотел дождаться заката солнца и снять красивые кадры. Обнаружил провал, ведущий в ту пещеру, куда он лазил. Когда он вернулся, мы еще пили кофе, а потом забрались в палатки - вокруг очень заметно похолодало, и временами налетал ветер, трепавший наши домики. По прогнозам ночь ожидалась весьма прохладная, всего градусов 5 тепла, так что я утеплилась как следует. А Саша решил испытать мой новый спальник и лег в него в трусах и майке. В результате я замечательно провела ночь в его летнем спальнике, а он умудрился замерзнуть в моем, рассчитанном до 0 градусов. Необъяснимо.

День 6. Уютный островок на Сосьве

Утром из-за высоких скал вокруг солнце на стоянке долго не показывалось, да еще дул сильный ветер, поэтому было холодновато. Мы решили после завтрака отплывать, но сначала взобраться на скалы, Александр уж очень расхваливал вид сверху. Собрали мы вещи, переправились к подножию скал и пошли наверх. Здесь тоже оказался совсем несложный подъем, и скоро мы уже обозревали окрестности. Вид и правда был чудесный. Мы видели за рекой покос (косили явно какой-то техникой), посередине его под деревом стояли стол и скамья. Вдалеке виднелась вышка, похожая на те, что обеспечивают сигнал сотовой связи. Но связи не было, я проверяла. Журчала речушка Стрелебка. На дне Сосьвы у поворота видны были три то ли бревна, то ли трубы.

Мы прошли до самого высокого утеса - с него вниз даже страшновато было смотреть. Там все пофотографировались вволю. Рассмотрели и провал, ведущий к пещере. Это было как воронка, сужающаяся от 10 до 3 метров, уходящая вглубь скалы. Кто-то срубил елку и воткнул ее в этот вертикальный тоннель, может, хотел по ней слезть - не знаю. В пещере Александр видел несколько ходов, и один из них вел вверх. По наносам земли и песка было ясно, что оттуда в дождь стекают потоки воды. Мы спустились со скал впечатленные.

Из лодки проводили взглядом здоровенные три трубы на дне, хорошо, что они были достаточно глубоко. Судя по карте, скоро должны были начаться длинные прямые протоки, а потом два больших острова с названием "Тихоновские покосы", а за ними километра через три скала с забавным названием "Кабачок", а перед ней на другом берегу Сосьвы - камень Привальный. Но сначала мы прошли под красивыми красноватыми скалами - Стрелебским камнем. Дальше действительно шли широкие прямые участки реки, где иногда дул основательный встречный ветер. Но все равно по Сосьве плылось быстрее, чем по Ваграну, ведь не надо было каждые 200-300 метров выходить из лодки и идти пешком. Четыре утки все время сопровождали нас на некотором расстоянии, если мы подплывали слишком близко, они немного перелетали вперед. В конце концов им надоело наше присутствие, и они перелетели назад через нас и через байдарку.

Пообедать мы остановились у первого из островов "Тихоновские покосы", и не просто поели, а больше часа отдыхали, загорали и даже вздремнули. Ну, это другие, а я-то писала отчет о нашем путешествии. Потом мы проплыли второй остров, поменьше, потом еще немного, показались скалы Кабачок, а рядом с ними островок, который поразил Наташу в самое сердце - он был песчаный. Девушка взмолилась: давайте здесь встанем на ночь, я искупаюсь, вымою голову, позагораю… Место и правда было красивое, да еще мужчины углядели в нем возможности для рыбалки, поэтому Наташино желание исполнили.

Снова, уже в пятый раз, разбили мы лагерь, а так как было еще совсем рано, всего 5 часов, то ужин готовить пока не стали. Наташа, как и собиралась, вымыла голову, и от мягкой воды волосы у нее немедленно встали дыбом, пушась во все стороны. Я тоже оценила местные условия купания: дно песчаное, плавно уходит на глубину, течение небольшое - идеал. А после купания можно было загорать на песочке. При этом другая часть косы состояла из мелкой гальки, как раз под палатки. Александр достал сеть, они с Леней разрезали ее пополам, оснастили грузами и поплавками и уехали ставить в омут под скалой. А мы остались загорать. Я даже закопала ноги в теплый песок, как на юге. Мужчины вернулись и стали пробовать ловить рыбу на спиннинг, а Леня еще и экран-сетку поставил. Тем временем я занялась ужином, решила сварить суп с гречкой и тушенкой. Когда он был готов, мы позвали своих рыбаков, они подплыли, каждый на своей лодке.

Поужинали вкусным супчиком, и сразу снова за рыбалку. Даже Наташа взяла у Лени обычную удочку и личинок ручейника, которых он насобирал на предыдущей стоянке. Закинула она один раз, и поймала рыбку, закинула второй - вторую… Периодически Леня у нее удочку забирал и тоже кого-нибудь ловил. Александр на удилище от спиннинга нацепил обычные снасти и выловил штук 5 пескарей. Потом Леня отправился проверить экран, там было два голавля сантиметров по 25, упитанные. А вот в сеть пока ничего не попалось, видимо ячейки слишком большие, и таких рыб здесь нет, да и течение все время уносит и перекручивает невод. Так в рыбацком азарте прошел весь вечер, между прочим, к ночи снова похолодало. Пора было укрываться в палатки. Из-за сетчатой дверки мы долго созерцали спокойную гладь реки Сосьва, закатное небо, скалы, костерок, остов от шалаша из жердей посередине островка (его было удобно использовать как сушилку)…

День 7. Отдых, рыбалка, уха

Спалось, конечно, чудесно. Это место было таким умиротворяющим и создавало ощущение полного уединения, как будто в радиусе тысячи километров никого нет. Утром мы слышали, как вставал Леня. Походил-походил, и обратно в палатку удалился. Потом по нашей крыше стали скакать какие-то птички, при этом громко чирикая. В общем, было пора вставать. Тем более что вечером Леня поставил два настороженных спиннинга с живыми пескариками в виде приманки, и надо было посмотреть, не соблазнился ли ими кто-нибудь. Не соблазнился. Было уже достаточно тепло, хотя солнце еще пряталось за серенькими тучками. Зато не было вчерашнего сильного ветра.

Мы позавтракали остатками супа. Кстати, пока он грелся, мужчины проверили экран и сети. В сетях было пусто, течение опять загнуло их петлей, а вот в экран попался еще один толстенький голавль. После завтрака Леня и Наташа выудили еще несколько рыбешек, так что на уху теперь должно было хватить. Сети почистили, расправили и снова закинули. Между тем запахло гарью. Это с того пожара, что мы видели еще с Ваграна, нанесло дыма. Он перемешивался с облаками и застилал солнечный свет. Я лежала в палатке, писала отчет. Саша собрал вещи и накрыл их лодкой на случай дождя, дождь тут же и закапал. Тогда Александр забрался ко мне в палатку и уже через 5 минут мы мирно заснули.

Проснулись часа в четыре, причем одновременно с Леней и Наташей. Забавно, но оба мужчины сопровождали пробуждение словами: пора варить уху. Я пошла чистить рыбу, Наташа присоединилась. Было не очень приятно то, что некоторые особи еще не до конца уснули, получалось, что чистишь их почти живьем. Леня тем временем сварил основу из картошки и риса, заправил луком, лаврушкой и черным перцем, а тут и мы с рыбой подоспели. Варится-то она 5 минут. Довольные, мы сели есть первую уху в этом походе - замечательная еда получилась, наваристая, остренькая. Мы ели ее с ржаными сухариками.

Потом я решила искупаться, хотя вода в Сосьве стала значительно холоднее, чем вчера, сказались низкая ночная температура и облака днем. Но сейчас светило солнце, было почти жарко, и я рискнула. Очень освежающая вышла процедура. Наташа плавала еще дольше, чем я, а вот Александр не пошел. Уплыл снова рыбачить. Сети он вытащил и оставил растянутыми на берегу, а то их что-то далеко утянуло течением. Сказал, на ночь поставит с более тяжелым грузом. Леня тоже уехал на байдарке на другой берег и таскал голавлей одного за другим. Александр сначала рыбачил под скалой, потом переместился ближе к Леониду.

Мы с Наташей наслаждались тишиной, солнцем и покоем до конца клева. Клев продолжался до заката, поэтому рыбаки вернулись не скоро, и то только потому, что закончился ручейник. Так что ужинали поздно. Зато улов был солиднее, чем вчера и рыба гораздо крупнее. Александр раздумал ставить сеть (не без моего участия), ведь на следующий день мы хотели отплыть пораньше. Поэтому наш невод остался висеть на берегу, создавая рыбацкий антураж. Саша вымыл лодку и уселся пить чай и греться у костра.

День 8. Камень Воротний, мост на Глухарный, заброшенный лагерь в Денежкино

Проспали мы долго, эти места будто заколдованные. Выхожу я из палатки, а Леня с Наташей уже кашу доваривают и чай кипятят. Ну, я быстренько тоже водичку поставила и давай вещи собирать. Мы рекордно быстро позавтракали и собрались, но отплыть пораньше не вышло: Леня попросил нашего оператора снять супер-клип о морской службе. Они с Наташей несколько раз репетировали, мне пришлось выучить песню Юрия Богатикова "А служба службою везде…" и петь ее ребятам, чтобы они синхронно двигались. Это было действительно смешно. Так что когда мы наконец отчалили, выяснилось, что Александр забыл на берегу спиннинг - пришлось кричать, чтобы Леня его взял. Спиннинг-то Леня взял, но взамен забыл свой экран-сетку.

Проплыть сегодня нужно было до поселка Сама. По дороге нас ждали Камень Воротний (по-другому - Косяковские Ворота), развалины моста на поселок Глухарный и железнодорожный мост. А еще надо было набрать воды, а то утром уже из Сосьвы брали, правда, она там чистая, прозрачная. Через пару поворотов показался камень, у которого внизу был как будто деревянный домик пристроен. Я подумала, что вот это, наверное, скала Кабачок (не овощ, а трактирчик). Вблизи домик оказался просто треугольной нишей. А сразу за этой скалой торчали развалины моста с остатками железных ледоломов. Дорога уже совсем заросла, ее практически не было видно. На разрушенных опорах моста лежали несколько деревьев с корнями, то ли положил кто-то, то ли в половодье нанесло. А за бывшим мостом виднелся брод.

Сосьва теперь шла все широкими разливами, то мелководными, то глубокими. Перекатов было не так много. В одном месте снова увидели бегающих по воде уток - ужасно забавные, а мамаша-утка хитрая, умеет красться по воде почти незаметно, вытянув шею и распластавшись по поверхности. Слева в Сосьву впадала речка Каменка, и мы, наконец, заправились водой. Здесь нас догнала байдарка. Поплыли невдалеке друг от друга. Вот показались большие скалы, судя по карте, где-то здесь должны были быть старые карьеры, но ничего похожего не было видно. А скалы оказались камнем Воротним, его назвали так за отверстие сбоку в виде ворот - очень эффектно. Мы поснимали друг друга на фоне этого чуда природы и поплыли дальше.

Местами течения почти не было, и плыли медленно. Захотелось кушать. Мы крикнули Лене, чтобы вставал на обеденную стоянку. Когда высадились на отмель напротив скал, покрытых лесом, выглянуло жаркое солнце. Леня и Наташа есть не стали, сказали, что еще не проголодались. А мы разогрели кашу, любезно нам предложенную, и пообедали. После этого Александр решил переплыть на другой берег и залезть на гору - посмотреть, не видно ли карьеров. Мы втроем остались на пляжике загорать. Вскоре с того берега послышался треск сучьев, это Саша забирался вверх по склону, снося все на своем пути. Потом я увидела его на вершине среди деревьев, он уже повернул обратно вниз. Теперь уже слышались звуки падающих камней. В ожидании мы обсудили все преимущества занятия детей музыкой и спортом, а тут и Александр приплыл, привезя с собой облачко комаров. Ничего он с вершины интересного не увидел. Пожалев, что не остановились раньше, чтобы сходить на карьер мы продолжили путь.

Снова шли по широким речным коридорам Сосьвы, залитым солнечным светом. Через один-два километра на правом берегу показались лодки: не плоскодонки, а с узким острым дном, как пироги у индейцев, чтобы проходить по местному каменистому мелководью. На поляне на берегу виднелись гаражики для этих лодок, потом дорога. Скоро мы должны были пройти деревню Денежкино. Но сначала на левом берегу Сосьвы поднялся метров на 30 утес Денежкин Камень с вертикальной щелью в начале и небольшой пещеркой посередине. Еще чуть повернув, мы заметили напротив камня белые домики с синими оконными рамами - похоже было на лагерь отдыха. К берегу спускалась синяя деревянная лестница. Внизу стояла Ленина красная байдарка. Мы тоже причалили. Стали подниматься (у лесенки недоставало 3-4 нижние ступеньки). Наверху в беседке показались Леня с Наташей, они уже обошли лагерь и сказали, что поплывут дальше. Я попросила их зайти в деревне Денежкино в магазин и купить хлеба и пряников. А мы вошли в пустой лагерь.

Было удивительно, что все постройки абсолютно целые, даже стекла в окнах. Казалось, дети просто ушли в корпуса на сончас. Но все заросло травой, так что было ясно - лагерь не работает. Саша обошел детскую площадку по дорожке и встретил бурундука. Тот занимался своими делами, не очень-то нас стесняясь. Вскочил на лесенку, посмотрел, кто пришел, и стал шуршать в траве дальше. А мы пошли смотреть, что еще есть интересного. Нашли столовую, клуб, даже бассейн. Позади - кочегарка. У клуба - сцена под открытым небом, у берега - умывалка с надписью "Надо, надо умываться", короче, все как в нашем советском детстве. Качели-карусели работали, я покаталась. С края лагеря открывался изумительный вид на реку Сосьва и Денежкин Камень. Мы подплыли к нему посмотреть поближе на пещерку, и нам встретилась зеленая лодка с женщиной и подростком. От них мы узнали, что магазин в деревне есть, что лагерь не работает давно, но всегда охранялся, а теперь его выкупил один парень, приезжает туда на выходные с друзьями. Александр тут же выразил желание прикупить лагерек в глухой местности.

От Денежкина Камня уже хорошо было видно железнодорожный мост через реку Сосьва и крыши домиков деревни. В реке была хорошая глубина, у берега явно поставлены сети. Издалека слышались крики купающейся ребятни. Мы прошли под мостом, огибая остатки старых металлических опор, и вскоре причалили к берегу под тополями, где уже стояла байдарка и сидели наши спутники. Детишки возились в воде, добывая мальков. Тут же бегал щенок, и сидел черный кот в ожидании рыбки. Вдоль домов прогуливалась корова. Леня о чем-то беседовал с местным населением. Саша немного прошелся по улице, поснимал дома и огороды. Вокруг была тишина, река широко разлилась, по другому берегу тянулись покосы, стога, живописные купы ивняка. Александр немедленно пожелал жить в таком месте, он уже и домик присмотрел брошенный, двухэтажный между прочим. Но переезд мы решили отложить, а сейчас плыть дальше. Хотели зайти на станцию Сама и узнать расписание поездов, а Леня еще и купить билеты на завтра от станции Уралзолото (поселок Маслово). Они хотели уже ехать домой - сад-огород зовет.

Денежкино была деревня небольшая, кончилась быстро. Дальше шли широкие, но мелкие протоки, покосы, ивы… Пейзажи, типичные скорее для средней полосы России. Местные люди сказали нам, что на станцию Сама надо плыть по узкой старице направо, но когда мы ее увидели, не рискнули даже заходить в эти дебри, поэтому раздумали посещать станцию. Просто шли по реке. Вдруг справа громко загрохотал поезд, как будто совсем рядом, но видно его не было. А еще на берегу мы увидели заброшенную кирпичную будку. Где-то слышались шумы каких-то механизмов. Мы довольно долго искали стоянку, все попадались узкие, или низкие, или слишком маленькие отмели.

Вечерело, уже хотелось есть, а нам надо еще было варить уху. Наконец, увидели подходящий плес, высадились и немедленно стали чистить рыбу, даже Саша присоединился, потому что рыбешек было аж 36 штук. А Леня, как всегда, разводил костер и варил картошку и лук для ухи. Буквально за час все было готово. Мы ели уху и смотрели на противоположный берег, там гуляли четыре вороны, и тоже на нас поглядывали. Иногда они переворачивали клювом камни и что-то там искали. За ужином выяснилось, что в магазине Леня купил очень вкусный свежий серый хлеб и шоколадные пряники, но не только. Еще он добыл литр водки. И почти весь этот литр выпил, слегка закусывая ухой.

От такого допинга у него сильно прибавилось энергии и красноречия, поэтому, когда все уже разошлись по палаткам спать, Леонид все еще сидел у костра, разговаривая то с ним, то сам с собой, то с другими предметами, изредка апеллируя к Наташе, спящей в палатке. Отчего-то его тянуло на высокий штиль древнерусских былин, он речитативом перечислял дела, которые ему надо сделать до сна… Особенно мне понравился пункт "Подмести пляж". Мы с Сашей тихо хихикали в палатке, пока не заснули.

День 9. Засада перед Маслово

Проснулись в половине девятого утра от жары, солнце палило вовсю. Пришлось срочно эвакуироваться на свежий воздух и нырять в Сосьву. Мы очень быстро позавтракали, собрали все вещи и принялись за очень важное дело: съемки финальных сцен Лениного клипа. Чувствовалось, что это будет блокбастер - в конце автор и главный герой, как подкошенный, бухается в воду прямо в одежде и очках! Закончив эту веселую работенку, мы около 12 часов отплыли в направлении поселка Маслово, оставив байдарочников собираться.

Сосьва окончательно приняла равнинный вид, течение ускорялось только на поворотах и перекатах, ширина была не менее 50-60 метров. Никаких скал. Вместо сосен - березы и ивы, изредка ели правильной треугольной формы. Поворот шел за поворотом, а Лени все не было. Наконец где-то часа через полтора он догнал нас. Александр попросил его снять с байдарки, как мы гребем рядом, как раз был широкий участок реки с течением, но без камней и бревен. Все удалось, и байдарка ушла вперед. Мы немного позагорали, лежа в лодке. Одна зеленая стрекоза все время пристраивалась проехать у меня на колене, сидела, и как робот, иногда поворачивала голову. Потом снова активно гребли, но никак не могли догнать Леню, а уже пора было обедать. Мы так поняли, что он изо всех сил стремится на поезд, в Маслово.

Неожиданно совсем близко от лодки Александр заметил красивую утку темно-шоколадного цвета с белыми пятнами. Снять ее не успел, она нырнула, как-то странно взмахнув крыльями, как будто хотела взлететь, но не смогла. Кажется, у нее было поранено крыло. Утка вынырнула метрах в 30 от нас и снова ушла под воду, и так еще пару раз. На повороте мы увидели, наконец, байдарку, но очень далеко. Так что решили пристать к берегу и пообедать отдельно. Быстренько сделали пюре с куриными консервами, поели, искупались и поплыли дальше. Здесь Сосьва делала большую дугу налево и, повернув, на очередной отмели в тени берез мы заметили Леню с Наташей. Они пообедали ухой и теперь ждали нас, наслаждаясь прохладой. Мы немного посидели с ними и собрались дальше. Леня на всякий случай попрощался с нами, а вдруг, говорит, в Маслово не увидимся, если вы дальше поплывете.

Погребли мы дальше, и неожиданно заметили, что на небо кроме обычной пелены от дыма далекого лесного пожара стали быстро наползать тучи. Одна была явно грозовой. В подтверждение этого послышался отдаленный гром. Мы стали поторапливаться, насколько это было возможно, русло реки в этом месте было просто усеяно камнями. Попутно выискивали взглядом участок, куда можно высадиться переждать дождь, таких что-то там не было. На повороте, почти под железнодорожной насыпью, возился местный рыбак. Видимо, до поселка уже было недалеко. Мы стали заворачивать влево и увидели первые домики деревни Маслово. Теперь уже особенно хотелось успеть туда до дождя, в магазин зайти, на станции узнать расписание на завтра… А небо уже наполовину затянуло темными тучами, и гром гремел все чаще и ближе.

И тут перед нами встало серьезное препятствие - среди бурного течения торчало столько валунов, что как-то лавировать между ними было просто нереально. Замучившись изворачиваться, мы выпрыгнули из лодки, прошли кое-как часть пути, но дальше начиналась глубина, а камни продолжались. К тому же здесь было более узко, поэтому стремнина просто ревела вокруг. Кое-как перебравшись через особо крупные валуны, мы плюхнулись в лодку и чудом выгребли на относительно ровную воду, сильно скребнув несколько раз бортами по камням, если бы лодка была резиновая - порвали точно. Мы выдохнули, заработали веслами и успели доплыть до отмели в начале поселка с первыми каплями дождя. Отработанными движениями выгрузили вещи и накрыли их лодкой, сами надели плащ и ветровку, теперь мы были готовы к грозе.

Чтобы не терять времени (кто знает, до которого часа у них тут магазин работает), я отправилась в поселок прямо под дождем. Я шла и думала, как Леня на байдарке будет проходить тот волшебный участок, ведь байдарка менее маневренная. Свернув на дорогу, идущую вдоль поселка, встретила местного дядечку, спросила, где магазин и станция. Он добросовестно объяснил. Магазинов оказалось три, но хлеб был только в одном, "Центральном". Там я еще купила пряники и груши. Потом почапала на станцию. Прошла мимо местной школы, детского сада. На крошечном вокзальчике собрался народ, сидели под крышей, ждали поезд. Кассы не было, и я подошла к дежурной по станции. Выяснилось, что и здесь, на Уралзолоте, и в Марсятах, останавливаются только два поезда: Приобье - Серов (что-то вроде местной электрички) и Приобье - Екатеринбург, но в 5.30 утра. И билеты надо покупать прямо в поезде. Ну вот, придется Лене с Наташей куковать здесь до пяти утра, подумала я. Серовский то через десять минут прибывал.

Когда я вернулась к реке, дождь уже почти перестал, на берегу уже был не только Александр, но и наши спутники. Они разгрузили байдарку и готовились ее мыть и разбирать. Я порадовала их известием об утреннем прямом поезде. Наташа тоже собралась сходить в магазин, и я ее немного проводила, показав, куда идти. Пока было непонятно, будет ли продолжение дождя, мы решили ждать на берегу. Болтали с Леней, я грызла вкусные ванильные пряники. Потом и вовсе решили поужинать, съели банку фасоли в томате, по груше, закусили орехами и сушеными фруктами. Наташа вернулась с продуктами, смеясь, рассказала, какой фурор произвело среди местных кумушек наше с ней появление, она слышала, как они обсуждали на крылечке: сначала одна неприличная девица пришла, с голыми ногами и в шортах, потом другая. Теперь стало уже точно видно, что небо расчистилось, гроза ушла дальше и дождя не будет. Мы стали собирать вещи. Александр снял трогательную сцену прощания. Наташа и Леня помахали нам вслед, мы пожелали им удачного пути домой, и продолжили наше путешествие по Сосьве.

Через поселок Маслово плыли долго, он был сильно растянут вдоль реки. Саше Денежкино показалась симпатичнее, да и путь по руслу легче. А здесь было полно мелей, камней, бревен, постоянно приходилось идти пешком за лодкой. Прошли остатки старого подвесного моста, который вел через остров на другой берег в поселок. Дальше, уже в самом конце Маслово, увидели и другой мост, большой, из дерева и металла, по нему и машины ездили. После моста был еще один засадный участок, и наконец, мы выплыли на широкое спокойное место. Там стояла пара автомобилей, привезших людей на вечерний пикник, в поле у столика сидела собака, видимо тоже отдыхала после трудового дня. Последними мы встретили двух рыбаков, они что-то обсуждали, положив удочки. Между прочим, здесь на рыбалке люди сидят на перевернутых кастрюльках, вот так.

Отплыли мы подальше от Маслова, прошли мимо кладбища с домиком-часовней, за парой поворотов нашли уединенный плесик и встали на ночевку, последнюю в этом путешествии. В непривычной тишине стали собирать костерок, палатку, кипятить чай. Видимо от того, что не слышно было Лениного пения и шуток, Александру это место показалось глухим. Все вещи мы сложили с учетом возможного дождя. Выпили кофе с пряниками, умылись и хотели уже идти в палатку, и тут на самом диком и заросшем берегу этого глухого места послышался рев мотора. Было полное ощущение, что сквозь лес по бездорожью ломится мотоцикл, все время трещали сучья. Но за деревьями ничего не было видно. Мы удивились. В палатке Саша включил фонарик, и я немного пописала в дневнике. А потом закапал дождик, мы закрыли тент и заснули.

Проснулись ночью от всполохов молний и ударов грома, от ветра палатка сильно трепыхалась. Снаружи все сверкало, бушевал ливень и ветрюган, мы опасались, что ветер унесет лодку, но сильным был только дождь. Мы снова уснули.

День 10. Равнинная Сосьва

Утром в восемь часов зазвонил будильник. Я выглянула из палатки - кругом уже подсохло, небо голубое, солнышко. Красота! С костром пришлось повозиться, сырые дрова никак не хотели гореть. Но мы победили и все-таки позавтракали горячей кашей. Теперь здесь было нисколько не дико, солнце сделало пейзаж гораздо веселей. На прощание мы еще раз окунулись в реку и отчалили. Скоро Сосьва стала загадывать нам загадки: вдруг разделялась на два больших рукава, не отмеченных на карте, вот и выбирай, куда плыть. Даже Александр, уж насколько опытный, но и ему было не просто определить, где действительно русло, а где просто очень большой залив.

Дальше пошло еще хуже, стали встречаться участки, где все было заминировано утонувшим буреломом. Снова приходилось изворачиваться, чтобы ни во что не въехать. Уже немного утомленные этими маневрами, мы подплыли к новой развилке: направо уходило прямо-таки озеро, а прямо среди торчащих коряг бурлил поток. Тут было ясно, что нам в коряги. Пришлось выпрыгнуть из лодки и по довольно глубокой воде идти к концу завала, и потом выгребать между остатками баррикады на спокойное место. Чтобы отдышаться и снять трудный участок, мы высадились на берег.

Дальнейший путь по Сосьве уже был гораздо спокойнее, но по карте было непонятно, где мы и далеко ли до Марсят. Было очень жарко, наверное, градусов 30 или больше, но вроде на небе показались облака, точно разобрать из-за дымки было сложно. И тут мы увидели рыбака. Проплывая мимо, спросили, где Марсяты. Он ответил - за поворотом. Все, оказывается приплыли! Мы тут же встали на обед. Дрова уже подсохли, так что костер сделали быстро. Сварили макароны и съели с большой банкой тефтелей. Последний раз искупались в Сосьве, было мелковато, зато быстрое течение. Мы ложились прямо в поток, и он полоскал нас, как тряпочки. За поворотом реки и вправду открылся поселок. По сравнению с Масловым подходы к нему были просто идеальными - гладкая, как зеркало, вода, хорошая глубина и никаких посторонних предметов.

Проплыв под висячим мостом, мы около двух часов дня причалили к конечной станции. До поезда еще оставалось четыре с половиной часа, но Саша опасался дождя, поэтому лодку стали собирать сразу. Вещи упаковали в рюкзаки, лодку хорошенько отмыли и высушили, отмахиваясь от местных собак, коз и алконавтов. Один из них, кстати, все это время валялся неподалеку на бережку в нирване. Его пытались забрать домой родственники, но безуспешно. Лодка, кстати, оказалась довольно удобной, и с успехом выдержала все испытания, которые выпали на ее долю еще в первой части нашего путешествия. Когда мы плыли по Ваграну, то все время скребли по дну, а несколько раз жестко налетали на камни передней пайолой, от этого на днище остались несколько внушительных царапин.

В последний раз мы посмотрели на Сосьву, сказали спасибо этой красивой реке, и отправились на станцию, нам еще около трех часов на жаре предстояло ждать паровоз до Серова. За это время мы успели покормить местную собачку, сходить за водой на колодец, понаблюдать, как складывают сено на сеновал… Поезд пришел всего из трех вагончиков, и до Серова добежал меньше чем за 2 часа. Там мы купили билеты до Екатеринбурга и через полтора часа (в 21.50) уже ехали домой.

И вот утром, выйдя на привокзальную площадь, я подумала - как богат север Урала красивыми местами, чистыми реками, из которых можно пить, девственными лесами, которым не видно конца, непугаными зверями и птицами, которые не скрываются от людей. Скалы на Вагране и Сосьве не менее величественны, чем на самой известной реке Урала - Чусовой. Уединенные песчаные острова и галечные отмели, пещеры, цветочные луга… И редкие, очень редкие встречи с людьми, в основном, рыбаками, охотниками и деревенскими жителями. Наверное, невозможно было бы жить, если не знать, что есть такие нетронутые цивилизацией места. И еще - хорошо, что попасть туда нелегко, можно надеяться, что это сохранит их в неизменном виде еще долгие годы.

Как добраться до реки Сосьва

Вы можете повторить наш маршрут, то есть начать в Североуральске с Ваграна, а затем Сосьва. На предыдущей страничке об этом подробно написано.

Можно начать сплав с реки Шегультан, а затем по Сосьве. Об этом путешествии тоже есть рассказ на сайте. Оба этих варианте достаточно доступны, и удобны.

А еще можно начать сплав по Сосьве прямо с верховий реки. Интересно, что и Сосьва и Вагран начинаются практически в одном месте, на склонах между Главным Уральским хребтом и Сосьвинским хребтом. Вагран течет на восток, Сосьва на запад. Туда можно добраться от Североуральска по дороге на Жиголан, затем своротка по указателю на базу Звезда. Но сплав там вряд ли получится, уж слишком мелкая в тех местах река. Но пешком прогуляться по реке тоже интересно...

Второй вариант чуть лучше. В конце Сосьвинского хребта, на слиянии Большой и Малой Сосьвы, там была когда-то база Крив. Там воды уже побольше, но добираться туда сложнее, дорога намного хуже.

Самый лучший вариант - это от Североуральска по Кривенской дороге доехать до моста через речку Крив. И там встать на воду. Через два с небольшим километра, Крив впадает в Сосьву, и воды там уже вполне достаточно. Места те самые нехоженые, вокруг горы, тайга... Если пройдете этим маршрутом, обязательно напишите, мне сильно интересно, как там.

Закончить сплав можно в Денежкино, после моста. Оттуда до станции Сама пешочком чуть более полутора километров. Ну а там на паровозе до Екатеринбурга. Можно плыть и дальше - до Маслово, до Марсят, либо вообще до Серова. Река течет там параллельно железной дороге. Но там Сосьва много петляет, скал нету, и уже не очень-то интересно.