--> Студия DV-PRO. Главная страница

Путешествие по Улсу и Вишере

Поскольку наше путешествие по Вишере начиналось с реки Улс, мы решили и о ней рассказать свои впечатления. Надо заметить, что со стороны Свердловской области на Вишеру попасть можно только через Улс, иначе никак. Или заезжать уже со стороны Пермского края. Улс - река небольшая, узкая и мелкая, причем настолько, что для сплава по ней надо выбирать время весенней большой воды, либо после обильных дождей. Иначе Вам придется большую часть пути шлепать по руслу пешочком. До места начала сплава добираются по дороге от Североуральска на Жигаланские водопады. Но учтите, дорога эта в плохом состоянии, а ехать далеко, так что заброска обойдется недешево.

Улс выглядит как настоящая таежная река, берега ее близко друг от друга и покрыты густым лесом. Первые 10-15 километров встречаются рыбаки, потому что есть там лесные дороги. А вот дальше - уже никого, полная глушь, до самой Золотанки. Удобных мест для ночевки на реке хватает - это и отмели, и рыбацкие стоянки. Вдоль Улса встречается немало охотничьих изб, и прямо на берегу, и поодаль. Вода в реке отменно чистая и прозрачная, к тому же в Улс впадает много мелких речек и ручьев, стекающих с гор, так что с питьевой водой проблем нет. Наиболее крупные впадающие реки - Жигалан, Сурья, Лямпа, Кутим, на которой стоял когда-то Кутимский железоделательный завод.

Дно реки из некрупной гальки, больших валунов нет. Течение быстрое, так что, когда позволяет глубина, можно даже не грести особо - само несет. Отсутствие скал по берегам с лихвой искупается тем, что со многих мест Улса открываются величественные виды Уральских гор - вершин хребта Кваркуш. Вода в Улсе холодная, и рыбы, кроме хариуса, никакой практически не водится, да и водоплавающей птицы не встретишь - ни уток, ни цапель. А еще Улс знаменит своим завалом - копился он, видно, десятки лет, и, как бы мы ни старались его описать, все равно это будет далеко от реальности, это надо видеть... Целый участок реки, около сотни метров, просто исчез под толстым слоем намертво перепутанных бревен, веток, пней и корней. Но не волнуйтесь, по берегу есть тропа для обхода.

Нужно обязательно учитывать, что Улс совершенно оторван от цивилизации, и возможности схода с маршрута просто нет. Нет ни магазинов, ни медпунктов, ни почты или телефона. Если что - Вам в любом случае придется добираться до единственной жилой точки на Улсе - Золотанки, где есть турбаза со спутниковым телефоном и дорога на Красновишерск. Как раз своей дикостью Улс нам и понравился, и еще великолепными горными видами и хрустальной быстрой водой.

По реке Улс

Летом мы долго не могли выехать на долгожданный сплав - погода стояла дождливая и холодная. А так хотелось побывать на далекой реке Вишера... И мы каждый день с надеждой смотрели прогноз погоды на ближайшие две недели. На всякий случай договорились с водителем из Североуральска, который мог доставить нас к месту начала сплава - мосту через реку Улс. Его координаты мы нашли в интернете.

Надо сказать, что на Вишеру можно попасть несколькими способами, но все они достаточно сложны и дорогостоящи, мы выбрали маршрут заброски от Североуральска - через 75 километров лесовозной дороги мост через Улс, а дальше по этой речке 70 километров до Вишеры.

И вот, наконец прогноз показал, что погода с 8-9 августа обещает быть вполне сносной, и мы подтвердили забросчику, что приедем 8 августа, как раз когда он повезет группу туристов на Жигаланские водопады - в качестве попутчиков путь обойдется нам дешевле, всего по тысяче рублей с человека. Самостоятельно нанимать машину намного дороже, вахтовку - 6-8 тысяч, УАЗик - 4 тысячи.

Пассажирский поезд, некогда ходивший прямо из Екатеринбурга до Североуральска отменили, и добираться по железной дороге стало почти невозможно (сейчас его опять пустили - электричка от Екатеринбурга до станции Бокситы). Можно поехать до Серова, а оттуда раз в два дня в 6 утра пригородный поезд до Североуральска. Но билеты до Серова на эти дни раскуплены, кроме сидячих в общем вагоне. Поэтому нам пришлось отдать предпочтение автобусу.

Мы купили два билета от Северного автовокзала до Североуральска, плюс три места багажа - два рюкзака и лодка. В пути время должно было составить 8 часов, а отправлялся автобус в 8.00 утра. И в 19.00 водитель должен был нас забрать с вокзала Североуральска.

День 1. Трудный путь до Улса, Североуральские маргиналы, ночная заброска до реки

Итак, 7 августа мы закупили все продукты, приготовили еду, собрали основные вещи, и легли спать. Александр завел будильник аж на пять часов утра, чтобы не спеша умыться, сделать зарядку и собрать рюкзак. Но проснулся он даже раньше будильника - так не терпелось рвануть на реку. Я встала в 6 утра, успела уложить продукты (потом выяснилось, что забыла две пачки макарон), заварить чай в термосе, позавтракать.

Мы вышли из дома в 7.10, на десять минут позже, чем планировали. Перед этим взвесили рюкзаки, у Саши он весил 37 кг, у меня - 28,2 кг. Еще у нас была лодка на тележке, тоже килограмма 23. Идти с ней можно только медленным шагом, чтобы не сломать колеса. Дошли до метро, а там во время спуска по лестнице Александр поскользнулся резиновым сланцем по лужице и ударился пальцем ноги. Так была получена первая травма, еще даже не за пределами Екатеринбурга. В метро с меня почему-то попросили оплату провоза моего рюкзака как багажа, хотя на Саше был точно такой же - с него взяли только за лодку... В поезд мы сели спокойно, вышли тоже нормально.

Прибыли на посадочную площадку автовокзала за десять минут до отправления автобуса. Но он почему-то не подъезжал, а просто стоял напротив. Подрулил он к пассажирам лишь в 7.58. Не знаю, как за две минуты рассчитывали посадить человек 40, да еще уложить их багаж... Конечно, выехал автобус не по расписанию, а где-то в 8.10. Нам понравилось, что автобус современный, комфортабельный, с багажным отделением внизу, с высокой посадкой пассажиров, с вентиляцией. Назывался он "Кинг Лонг". Ехала машина мягко, в салоне поддерживали температуру градусов 20 (за бортом было все 30).

Так продолжалось часа три. Мы уже проехали Нижний Тагил, и, не доезжая до Серова, автобус остановился возле кафе "Для друзей", чтобы люди могли перекусить, размяться и сходить в туалет. Стоянку объявили 30 минут. Через полчаса пассажиры пунктуально вернулись на свои места, а вот водители (их было двое) остались на улице курить. По очереди. И за те 5-7 минут, что мы провели в автобусе в ожидании, можно было уже отдать концы. Вентиляция-то на стоянке не работает, машина разогрелась за полчаса до состояния духовки, табло показывало 32 градуса. У меня разболелась голова, и дальше я с переменным успехом боролась с болью до конца пути. Пообедали мы прямо на ходу, пирожками и чаем.

В Серове автобус стоял всего минут пять. Без остановок проехал Новую Лялю. В Лобве высадил кого-то на автостанции, где в тенечке под крышей отдыхали, видимо, в ожидании своего автобуса, штук семь-восемь белых коз. А дальше он высаживал пассажиров в разных мелких городках - Краснотурьинск, Карпинск, Волчанск. При этом большой междугородний автобус пробирался какими-то козьими тропами по деревенским улицам к автостанциям, и на это уходило гораздо больше времени, чем на переезды между городами - удивительно, ведь людей можно было высадить где угодно, все равно станции там - это деревянная разваленная будка, и все.

И где-то на этих остановках наш рюкзак уронили в пыль, доставая багаж других пассажиров, пришлось Александру его поднимать и отчищать. Вообще система перевозки багажа вообще неудобная - приходится контролировать, чтобы твой чемодан кто-нибудь не прихватил, ведь водитель не знает - где чьи вещи, и ему все равно, к тому же дорожная пыль в багажное отделение проходит беспрепятственно.

Когда проезжали Волчанск (это там, где самая длинная трамвайная линия), пошел ливень с сильным ветром, но очень быстро закончился, освежив воздух. Ну вот мы все-таки приехали в Североуральск, примерно на час раньше запланированного. Ноги у нас немного затекли, головы были тяжелые, но ничего смертельного. На улице была жара, поэтому мы скорее вошли в здание вокзала и сели на скамеечку ждать нашего водителя.

На вокзале было чисто, даже в туалете. Персонал вежливый и приветливый. Кроме кассы в зале стояли банкомат сбербанка и терминал для оплаты, к ним все время подходили люди, так что мы повидали половину города, пока там сидели. Сходили в магазины за недостающими продуктами - овощи и фрукты. Магазины были все рядом, на площади у вокзала, только за запасными сланцами Саша сходил куда-то в центр, где даже фонтан работал. На улице прошел еще один короткий ливень, но прохладнее не стало.

В ожидании машины мы поужинали пирожками, и вскоре за нами приехал водитель, мужчина лет 55-60 в камуфляже. Он сказал, что автомобиль стоит за углом. Ехать нам предстояло на классической вахтовке, ступенькой для входа в высокий салон служила ржавая цепь, болтающаяся над колесом. Внутри по периметру прилепились штук 10 сидений, обитых старым дерматином, вдоль их спинки тянулись доски, и держаться можно было только за воздух. В углу притулилась печка.

Везде торчали острые углы металлических конструкций, все было покрыто толстым слоем пыли. Но, как сказал наш водитель Станислав, "Грязь на скорость не влияет", и мы поехали к месту встречи с остальной группой на выезд из Североуральска в Баяновку и Покровск-Уральский.

В семь часов встали в ожидание. Никто не шел. В вахтовке была жара и духота, сидеть после восьмичасового переезда и трехчасового ожидания на вокзале было уже невмоготу. В открытое окно залетали клубы пыли от проезжающих машин, а их было много, потому что в этом направлении находился пруд и пляж, куда все стремились в этот день. Станислав стал звонить заказчику, а тот вдруг заявил, что сбор не в семь часов, а с семи до восьми. Ну, что делать, стали ждать дальше.

К восьми часам подгребли только трое - два парня и девица, изъяснявшиеся исключительно матом. Они закинули в вахтовку три упаковки пива и водку. Нам стало ясно, что это за "туристическая группа", я напряглась по поводу поездки в одной машине с десятком пьяных маргиналов по плохой дороге в течение четырех часов.

Следующие час-полтора мы сидели, все больше теряя терпение, и наблюдали, как подходят такие же маргинального вида человеки, уходят за пивом, за кем-то отставшим, за топором, еще хрен знает за чем, возвращаются... Наконец подъехал на девятке нетрезвый предводитель этой гоп-компании, Василий с огромным количеством пивных упаковок в салоне.

Увидев нас, он спросил у водителя - а это кто? Тот объяснил, что мы попутчики, до моста через Улс. И тут это существо возмутилось - типа, они наняли машину, и чужие им не нужны. Пригрозил, что они вообще не поедут, и посчитав, что пива маловато, поехал докупать. Потом выяснилось, что ждали еще какую-то девицу, которая все никак не могла доехать, за ней ушли два парня, затем девица подъехала, и ушли за теми парнями, затем за сигаретами, пока ждали, все скурили, и так далее...

Станислав нервничал, ему не хотелось терять деньги - ни их, ни наши. Он попытался пересадить нас в кабину, но было ясно, что ехать там вдвоем будет не просто неудобно, а опасно. А если оставить Сашу в кузове с маргиналами - может произойти какой-нибудь конфликт, они же все пьяные. Так что я намекнула водителю на предмет позвонить кому-нибудь из знакомых, кто сможет нас довезти до Улса, пусть и дороже чем по тысяче с человека. Он стал звонить, первый абонент отказался, а вот второй - брат водителя, Геннадий, согласился за 4000 рублей на своем УАЗике нас доставить до реки.

Пришлось нам еще дожидаться последних пассажиров, и вот, в одиннадцатом часу вечера(!) мы, наконец, поехали. В поселке Покровск-Уральский нас высадили у дома Геннадия, где уже стоял УАЗик, и водитель заливал в него бензин. Я с облегчением покинула машину с нетрезвой сквернословящей компанией шахтеров и их подружек. Эти маргиналы оказались шахтерами из Североуральска, дождавшихся наконец выходного дня, когда можно будет поехать на Жигаланские водопады, нажраться там и насвинячить повсюду.

Мы перегрузили вещи в УАЗик, столь же убитый, как и вахтовка. Вместо заднего сидения у него была положена доска, обернутая тряпкой, сюда Геннадий еще кинул грязную телогрейку для мягкости, но сидеть на ней я побрезговала. А то, что сидеть сзади придется мне, сомнений не вызывало - Александру с его высоким ростом там просто смерть бы пришла. Когда мы выехали, уже темнело, а ехать предстояло часов пять. Я вообще сомневалась, что доеду - усталость уже давала о себе знать.

Геннадий старался скрасить путь рассказами о местных поселках, их истории, случаях из жизни... Сам он живет в Покровске-Уральском, где раньше жителей было около 10 тысяч, а сейчас еле-еле две наберется. Вся молодежь уезжает, доживают здесь пенсионеры. До 90-х годов здесь были шахты, руду возили по железной дороге в Краснотурьинск, было два дома культуры - шахтеров и леспромхоза. А сейчас - ничего. Брат его, Станислав, живет в Баяновке, там тоже число жителей сократилось с трех тысяч до полутора, и работы нет.

От Покровска-Уральского были видны две красивые большие горы - Золотой Камень слева и Кумба справа, с двумя вершинками. До поселка дорога была еще довольно ровная, а вот после началась болтанка. Хорошо еще, что машина была как следует нагружена нами и вещами, а то я бы просто вылетела через крышу. На дороге за все расстояние встретились несколько ровных участков метров по 200-300, где можно было ехать километров 30 в час. А все остальное - ямы, как после бомбежки, разной глубины и размера.

На краю поселка пересекли речку Колонга, затем въехали в лес. Машину швыряло в стороны, она ныряла вверх-вниз... Кое-где стояли лужи, но небольшие, в основном было сухо. Из дороги торчали камни, иногда сантиметров на двадцать. Быстро стемнело, и мы двигались в полной темноте, светя фарами. Правда, иногда из-за леса выплывала почти полная луна, и давала призрачный свет, довольно яркий. В машине стало ощутимо прохладно.

Геннадий, чтобы не уснуть, периодически начинал еще что-то рассказывать про свои поездки - на Улс, на Кутим, как видел медведя на дороге... Что у него есть две охотничьи избушки в лесах, и одна из них раньше была в районе Жигаланских водопадов, но ее пришлось перенести в более глухое место, потому что про домик прознали другие люди, и стали регулярно туда наведываться, устраивая бедлам. Когда Геннадию надоело убирать за ними, он ее разобрал и перевез.

Вообще, опытные охотники делают так - осторожно, не протаптывая заметной тропинки, приходят на выбранное место, обычно осенью-зимой, рубят прямо там деревья, из которых и строят домик. И потом заходят пешком окольными путями, чтобы не оставлять дорожки к избушке, а то обязательно найдется какой-нибудь любопытный на квадроцикле или снегоходе, который захочет разведать, куда эта дорога ведет.

Еще рассказал, что на месте кутимского чугунного завода мэр Североуральска Фролов в девяностые годы построил двухэтажную усадьбу, где сейчас живут только сторожа. И вот туда несколько лет назад на велосипеде с прицепчиком-тележкой, приехал этими чудесными дорогами парень Хуан из Испании. Он путешествовал по России, планировал добраться до Воркуты, и почему-то поехал через богом забытый Кутим. Там он прожил несколько дней, отмылся, отдохнул, а потом его забрали на Улсе рыбаки с Золотанки, а оттуда он должен был уже продолжить свой путь в Воркуту. Местные люди от него были в шоке. Неизвестно, попал ли он, куда хотел.

Рассказал Геннадий и о рыбалке - на Улсе, из-за быстрого течения и холодной воды живет только три вида рыбы - хариус, таймень и ленок, причем хариусов больше всего, вот их все и пытаются ловить - на мушку, на опарыша, нахлыстом и на "кораблик". Но рыба эта осторожная и хитрая, так что поймать ее непросто. Зато вкусная. А вот ближе к Вишере появятся щуки и окуни. Я уже периодически впадала в кому и клевала носом, и в эти моменты мне начинало казаться, что мы летим, или что дорога состоит из мраморных ступеней, или что по обочине идет что-то большое с хоботом... Александр тоже жутко хотел спать - он-то встал еще раньше меня.

Несколько оживляло сознание то, что на нашем пути встречалось множество зайцев. Они сигали прямо под колеса с обочин - и совсем маленькие зайчатки, с котенка величиной, и подростки, и взрослые. Все светленькие и забавные, но было страшно, вдруг под машину попадут, они ведь старались дорогу перебежать, или УАЗик обогнать. Геннадий их объезжал, иногда снижал скорость. Еще с краев дороги и нижних веток деревьев слетали кулики-вальдшнепы, и летели впереди по 20-30 метров. Также дорогу переходили крупные лягушки.

Потом Геннадий произнес - "А вот это речка Оленевка" (Оленья), и мы увидели у небольшого потока знакомую вахтовку с алкашами-шахтерами. Из машины, как каракатица, вылезала пьяная девица, радуясь свету наших фар, - в кустики. Видно, пиво давало о себе знать. Из кузова неслись нестройные пьяные разговоры. Станислав, стоявший рядом с кабиной, спросил у брата, все ли в порядке, тот ответил, не останавливая УАЗик, что да, и мы обогнали вахтовку.

Еще минут через двадцать впереди на дороге что-то засверкало - что за иллюминация? Оказалось, это группа мотоциклистов, у которых на одежде нашиты светоотражающие полосы. Парни сказали, что едут на Жигаланские водопады, и планируют ночевать в избушке недалеко от дороги. А нам Станислав как раз рекомендовал не возиться с палаткой, а переночевать в ней - облом. Ну и хорошо, подумала я, там наверняка грязно и пахнет неприятно, тем более, если все время ночуют компании с пивом.

Дальше встретили еще несколько мотоциклистов - те уже были совсем подростки, ехали туда же. Видели бы их родители - ночью, на темной ухабистой дороге... Еще обогнали пару легковых машин - эти двигались на турбазу "Звезда", она находится справа от дороги где-то за полчаса до моста через Улс. Местами казалось, что дорога перегорожена толстыми бревнами, но вблизи оказывалось, что это тоненькие стволы прикрывают размытый водой участочек, и мы спокойно проезжали.

Приехали мы через пять часов, было около трех ночи. К этому моменту мы уже слабо осознавали действительность, казалось, в машину мы сели давным-давно, а все остальное было в прошлой жизни. Улса видно не было, хотя шум воды слышался. Метров за сто пятьдесят до моста налево была дорожка к кордону, и там, в свете фар мотоциклов бродили те ребята - они доехали раньше нас.

Александр с Геннадием отправились направо у самого моста - посмотреть, есть ли место для палатки. Налево не пошли, слишком близко к дороге - будут проезжать еще машины, они нас разбудят. Я стояла у машины, смотрела на звезды, Луну, на пролетающий огонек самолета, и мерзла в маечке - кофта была в рюкзаке.

Александр вернулся, сказал, что метрах в 100 есть место для стоянки, но там рядом уже стоят две палатки и два автомобиля, люди спят. Мне уже было все равно, лишь бы упасть и уснуть, так что мы подъехали поближе, Геннадий любезно посветил нам фарами, и мы быстренько поставили палатку. Поблагодарили водителя, рассчитались с ним, и он отъехал к мосту - тоже спать, в машине. Мы были рады - река рядом, все-таки добрались...

Александр задал мне глупый вопрос - пойду ли я на речку умываться? Ха, да я уже и лежать-то с трудом могла, какое умывание? Он удалился в сторону реки, а я на ощупь разложила коврики и спальники в палатке, и тихонько растянулась там. Саша вернулся, сказал, что вода очень холодная, а покричать нельзя - люди рядом спят, так что терпел водные процедуры молча. Мы заснули, точнее - отрубились.

Как я и предполагала, где-то через полчаса подъехала вахтовка с невменяемыми "туристами". Гоп-компания остановилась как раз у дороги, где мы не стали ставить палатку. Но просто добраться до места им было недостаточно, алкоголь, плохой характер и отсутствие воспитания делали свое дело. Они стали громко орать друг на друга, поминутно изрыгая оскорбления и угрозы убийством. Дело было в бытовых мелочах - кому идти за дровами, кому раскладывать спальные места, кому перетаскивать вещи и тому подобное.

Короче, на ближайший час лес и берег наполнились воплями, матом, треском... Саша каким-то чудом умудрялся спать под этот безумный аккомпанемент до тех пор, пока один пьяный дебилоид не подошел к самой нашей палатке в поисках дров. У него с собой был топор, которым он зачем-то тюкал по каждому дереву, попадавшемуся по пути (между прочим, вокруг росли только огромные вековые ели, срубить которые можно лишь бензопилой). Вот теперь Александр проснулся, не понимая, в чем дело. Я ему растолковала, он успокоился, лег обратно. Со временем "дятел" убрался, но голоса, особенно нетрезвых девиц, еще долго слышались.

Мы недоумевали, зачем такие люди вообще ездят на природу? Ведь напиваться там неудобно и небезопасно, можно спьяну в костер упасть, или в реке утонуть (хотя это было бы кстати). Сидели бы дома, и не загаживали красивые места своими отходами. Еще удивляло то, что свинячить едут именно жители Североуральска, для которых эти места родные. Да и вообще, было стойкое чувство, что они даже своим нахождением здесь в таком состоянии оскверняют эти прекрасные дикие леса.

Сказать, что мы расстроились, это ничего не сказать. Было очень противно. А еще мы не понимали поведения водителя Станислава. По его словам, он любил природу, вел здоровый образ жизни, осуждал пьянство, но при этом повез все-таки это быдло в живописные родные места! Да еще терпел их хамство. Он прекрасно понимал, что полный фургон опустошенной тары останется в лесу. Неужели ему так нужны были их деньги, что ради них можно пожертвовать всеми своими принципами? ...Ну, пусть живет, как знает.

Продолжение рассказа о нашем путешествии по Улсу и Вишере


Как добраться до реки Улс

Со стороны Свердловской области до реки Улс можно добраться через Североуральск. Если Вы едете на своем транспорте, то после Североуральска двигаетесь на Покровск-Уральский, и далее по дороге мимо горы Золотой Камень, в сторону Вогульского Камня и Жигаланских водопадов, это довольно популярное место.

Дорога грунтовка, но на всем протяжении вся в ямах, поэтому ехать придется медленно и долго. Расстояние от Североуральска до реки Улс составляет примерно 80 км, мы ехали около пяти часов. До моста можно доехать практически на любом автомобиле.

Если Вам нужно нанимать машину, то для начала рекомендую познакомиться с моей статьей «Заброска туристов». Можете искать машину с помощью интернета, можете читать объявления в Североуральских газетах, либо просто голосовать на выезде из Североуральска на Баяновку. Этот способ подойдет, если Вы путешествуете один, большую компанию вряд ли подберут.

Дорога до реки Улс

Дорога до реки Улс

Карта реки Улс


Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества