Студия DV-PRO. Главная страница

Заброшенная деревня Новая Трека

Мне нравится посещать старые, заброшенные деревни. Вообще любая деревня у меня вызывает хорошие чувства - здесь жизнь ближе к природе, уединенная, в труде, без городской суеты, лицемерия и грязи. К тому же каждая такая деревня - это история нашей страны, ее людей, того, как они жили и строили для себя и своих детей благополучие. Заходя в любой старый дом, чувствуется особая атмосфера, как будто прикоснулся к прошлому, на 50, 100 лет назад. Как здесь жили люди, работали...

Много лет назад я проплывал по реке Чусовая мимо деревни Трека, и там узнал, что есть еще и Новая Трека (здесь и далее читать Трёка), примерно километрах в 20 от нее. В те годы она еще была жилой, как и сотни деревень на Урале. Но в последнее время до меня доходили слухи, что эту деревню забросили, точнее - развалили чиновники, поэтому мой интерес к ней повысился, и я запланировал поездку на велосипеде до заброшенной деревни Новая Трека. Предполагая плачевное состояние дороги, нужно было выбрать сухой день, что и получилось в конце июня.

О деревне Новая Трека мне было известно, что была она основана в 50-е годы ХХ века, как поселок для работников местного леспромхоза. Люди жили в деревне, выезжая на вырубки вокруг. Были в деревне школа, детский сад, медицинский пункт, магазин - все для людей, даже автобус ходил рейсовый. Еще связывала Новую Треку с большой землей (Коуровкой) узкоколейная железная дорога - по ней и лес вывозили, и жители ездили. Ходил там мотовоз с парой маленьких вагончиков. В 90-х жителей стало так мало, что вагоны цеплять перестали, и люди ездили прямо в кабине мотовоза. А мало их стало потому, что леспромхоз обанкротился и закрылся, узкоколейку разобрали. А потом еще ворюги какие-то срезали кабель с опор электропередач, оставив Новую Треку без электричества.

Времена были такие, что властям совсем не хотелось восстанавливать электроснабжение, проще было пообещать переселить оставшихся жителей куда-нибудь. Пообещали. Ну, кто-то ждать не стал, переехал сам. А бедолаги, которые обещаниям поверили и остались, оказались просто отрезанными от жизни. Нормальную автомобильную дорогу в Новую Треку так и не построили, школьников возить в новоуткинскую школу перестали, магазин и все остальные блага цивилизации канули в лету...

К началу 2000-х годов в Новой Треке еще оставалось с десяток семей, из них только два молодых человека, так и не окончивших школу. Да и пожар, который случился в деревне, способствовал ее умиранию. Люди остались без жилья и без надежды на его получение, хоть и жили на условиях социального найма. Работы в Новой Треке не было, возможности ездить оттуда на работу куда-нибудь тоже. Вот и доживали старики, питаясь тем, что даст огород, да привезут родственники. Охота еще немного помогала. Воду с реки таскали, В домах освещали свечками. А власти до них никакого дела не было, вспоминали, только когда выборы - приедут, снова наобещают провести свет, построить дорогу, или переселить всех в новые квартиры... Грустно.

Велопоездка до деревни Новая Трека

Часть первая. Шишимская община

Электричка в сторону Шали отправлялась в 8.47 утра, поэтому вставать нужно было довольно рано, чтобы не торопясь собраться. Я-то еще с вечера подготовила все нужное, а вот Александр понадеялся на запас времени утром. Встал, без суеты помылся, зарядочку сделал, позавтракал. Ну, и все на свете забыл и перепутал. К тому же выехал позже минут на двадцать, чем планировал, и пришлось к вокзалу гнать во все лопатки. Короче, Саша забыл: микрофон к видеокамере (а собирался записать в лесу звуки птиц, шорох листвы и т.п.), туристические гетры (они должны были спасти его ноги от грязи и укусов комаров). А еще надел не те кроссовки - городские, модные, в сеточку. Расстроился, конечно, особенно из-за микрофона, а что делать.

Ну, до вокзала все доехали почти вовремя, успели встретиться там с товарищем, который ехал с нами, и купить билеты себе и своим велосипедам. В этот раз что-то много было балбесов, которых набрали чтобы людей шмонали, видимо стажеры. Приехали на платформу, вошли в электричку - и обалдели. Она уже была набита почти под завязку. Меня с велосипедом кое-как запихали в вагон, где я села третьей между двумя очень недовольными моим появлением парнями, а велосипед с трудом втиснула перед сиденьем.

Электричка была старого образца, так что места было явно недостаточно. Александр с Денисом вообще до самой Коуровки стояли с велосипедами в тамбуре, и вокруг них тоже все время тусовалась куча людей. Зато там было посвежее, да и все время что-то происходило: то два забавных пьяных чувака зайдут, то симпатичный рыжий песик, который все снимал намордник и пытался выйти на каждой станции, то еще какие-нибудь странные персонажи.

Все веселее ехать, чем мне в душном вагоне, где каждый издает свой аромат - грязных носков, чеснока, пота... Я все рассчитывала, что в Первоуральске основная толпа пассажиров выйдет, но нет, видно все ехали в Шалю. Вероятно, там совсем нет работы, и люди, отпахав неделю в Екатеринбурге, едут на выходные домой.

Ну, полтора часа не так много, и мы доехали до Коуровки, не успев озвереть. Вышли из электрички и отметили, что для летнего утра сегодня довольно прохладно, ветерок дул весьма свежий. Мы немного поснимали станцию, и отправились искать магазин и колонку, чтобы набрать воды в дорогу. Селянка показала нам путь к розовому зданию магазина, а я заметила дорогу, которая ведет к бетонному мосту, куда мы должны были ехать. Александр включил и настроил навигатор, Денис что-то купил из еды, мы набрали воды, и поехали.

Мост вел через нашу старую знакомую - Чусовую, мы с ней вежливо поздоровались. После моста начиналась дорога, вымощенная бетонные плитами, от езды по ней создавалось ощущение железнодорожного вагона - колеса стучали по стыкам совершенно так же. Но вскоре нам и ее пришлось покинуть, свернуть на полевую земляную дорогу, где начинался путь к Новой Треке. До этой деревни предстояло проехать 21 километр. Если по асфальту - то это вообще не расстояние. Но мы подозревали, что нас ждет не асфальт.

Дорога с разбитыми колеями вела в горку, мимо бараков, потом мимо более пристойных каменных домов - двухэтажных и одноэтажных на две квартиры. Один дом был полуразрушенный, с разбитыми стеклами, но рядом стояла спутниковая тарелка. Из подъезда вышли два кота - видно, хозяева тарелки. Затем началось поле. Справа на нем были установлены ворота - видно, местные футболисты здесь устраивали тренировки и игры. Небо над нами было местами уже чистое, голубое, но пока никакой жары не ощущалось. Зато не было и насекомых.

Мы периодически снимали друг друга на видео, Денис делал фотографии, и это несколько тормозило продвижение. Настроение у всех было прекрасное, чему способствовали местные красоты - широкие зеленые поля, где порхали и посвистывали мелкие пичужки, кое-где в небе были видны коршуны, а один из них что-то искал прямо на поле в траве. Из большой лужи пила стайка из 6-7 ярких нарядных щеглов, они взлетели, только когда мы были уже метрах в трех от них.

Дорога плавно свернула направо и пошла уже в лесу, под соснами. Появились участки грязи и луж, но их пока можно было объезжать. Минут через десять после поворота слева показалось большое, очень большое поле. Вблизи на нем росли просто трава и полевые цветочки, а вот вдалеке было заметно, что оно засеяно какой-то сельхозкультурой, уж больно ровный зеленый цвет заливал простор поля. Александр заметил, что в поле кто-то двигается, он подумал, что это зверь, стал снимать на видео, зверь взлетел, и мы поняли, что это коршун.

В конце этого поля дорога поворачивала налево, к Новой Треке, но нам нужно было свернуть направо, к реке Шишим, протекавшей метрах в ста от дороги. Там ожидался брод, за которым должна находиться православная община. Нам хотелось что-нибудь о ней узнать и поснимать внутри, если удастся. По пути нас обогнал большой внедорожник, в котором сидели мужчина и подросток, они свернули как раз к реке, потом оказалось - порыбачить. Машина долго шкандыбала по колдобинам за нашими велосипедами с той же скоростью, и, в конце концов, мы ее сами пропустили вперед.

И вот мы выехали на берег. Уже стало совсем тепло, светило солнце. Справа от уходящей в реку дороги простиралась большая поляна на возвышении, там уже стояла машина. Водитель сказал мне, что километрах в десяти выше по реке Шишим есть места намного красивее, но ехать туда нужно через Елань. Я ответила, что цель нашего похода не Шишим, а заброшенная деревня Новая Трека, а здесь мы хотим посмотреть православную общину. Он сказал, что она на другом берегу прямо за деревьями, и люди там живут хорошие. Еще сказал, что в реке водятся щуки, окуни, и даже хариусы, но все мелкие, и их частенько ловят и отпускают обратно.

Тем временем подъехали Александр и Денис. Денис решил с нами через реку не ходить, а остаться отдохнуть и покараулить вещи и велосипеды. Мы не возражали. Стали раздеваться, Саша в шортах вошел в реку разведать брод, чуть задрав штанины. Мужчина на машине предупредил, что вода довольно высокая, и местами глубоко. Но оказалось, что пройти можно - выше бедер река нигде не поднималась. Мы взяли видеокамеру, и пошли. Вода была холодная, но не ледяная, для ног нормально. Дно достаточно ровное, каменистое. Местами на дне лежал ил, его мы обошли по широкой дуге. Течение было не сильное. В воде, у берега, сновали тучи мальков, и помельче, и покрупнее.

Мы перешли без происшествий, и стали подниматься вверх по дороге. На прибрежных кустах заметили болотные сапоги, аккуратно повешенные на ветку - наверное, для членов общины, желающих перебраться на другой берег. Слева от дороги на пригорке возвышалось старое кирпичное здание явно технического назначения, может, трансформаторная будка, может, водопровод из реки.

Справа от дороги подальше тоже видны были постройки - низкий ангар или гараж, утопленный в землю почти по крышу, за ним котельная с высокой трубой. Когда мы приблизились, на нас залаяла собака, которой нигде не было видно. Только приглядевшись, мы увидели морду, высунутую из щели под крышей гаража. Пока мы разглядывали ограду и постройки внутри, лай не смолкал.

Забор общинной территории был совершенно прозрачный - просто столбы и жерди, но сделано все красиво и аккуратно. Несколько входов венчали башенки с деревянными куполами. На ровной зеленой поляне под соснами стояли домики старой постройки, как на советских базах отдыха, а также несколько новых деревянных сооружений, среди которых выделялись два стоящих рядом храма - побольше и поменьше. Весь вид этого места вызывал умиротворение, оно было красивым и спокойным, как будто переносило нас на сто лет назад, куда-нибудь в старообрядческий скит в глухом лесу.

Собака высунула голову и продолжала лаять. Дальше по дороге за территорией бродил домашний скот - несколько коров и коней, бегали курочки, иногда кричал петух. Собака уже высунула передние лапы, потом выползла по грудь.

Пока мы все это разглядывали, стоя у ворот, на помощь надрывающейся лаем собаке вышли еще два пса, беспородные, но крупные. Они тоже начали лаять, причем один кобель - довольно злобно, с рычанием и вздыбив шерсть на загривке. Мы спокойно стояли, ожидая, когда кто-нибудь выйдет на лай. Собаки подошли метров на пять, окружили нас, и ближе не двигались. У меня уже в ушах звенело от их гавканья, я сказала Александру, что, вероятно или никого нет дома, или им лень выходить, и нам нужно идти обратно. Но ему хотелось дождаться людей и расспросить их об общине.

Когда я уже стала терять терпение, по дорожке у ближнего к входу дома пробежал маленький ребенок, а вслед за ним вышел мужчина лет 35-40, с темными волосами и бородой, в просторных штанах и светлой рубахе деревенского вида. На волосах его видна была древесная пыль - видно, что-то пилил. Саша с ним поздоровался и объяснил, что мы интересуемся жизнью православной общины, попросил разрешения осмотреть постройки, ну, и заодно задал вопрос, не покусают ли нас собаки, если мы станем бродить по территории одни. Мужчина ответил, что лучше он нас сам сопроводит, а то мало ли что.

Мы стали спрашивать, давно ли здесь община, чем они занимаются, постоянно ли здесь живут и т.п. Узнали, что общине уже несколько лет, сам мужчина живет в этом месте уже четыре года, и только иногда выезжает по делам хозяйства, или в гости к брату в город. В общине есть батюшка и несколько людей, живущих по монастырскому уставу, а остальные приезжают сюда на время постов (так легче соблюдать ограничения - соблазнов-то нет - ни телевизора, ни сотовой связи, ни городских развлечений). Еще приезжают пожить люди, посмотреть, как нужно жить праведно, по-христиански. Для этого в общине есть соборный дом. Привозят на лето детей, занимающихся в воскресной школе.

От мира участники общины не отгораживаются, по хозяйственным делам отношения с соседними деревнями-городами поддерживают. Есть у них и машины, и лодки по реке плавать. Из мирского отвергают то, что разжигает страсти, что считают греховным или излишним, таким, без чего можно прожить. Между прочим, сказал, что некоторые старцы, живущие отшельниками, считали излишней даже вторую консервную банку из имеющихся, в которой готовили - ведь можно в одной сварить сначала суп, потом чай. И оставляли только одну - необходимую.

Рассказал мужчина, что домики для жилья здесь остались старые, со времен Шишимской базы отдыха. И котельная тоже, только неработающая - ей ведь уголь нужен. Кстати, до базы здесь был госпиталь для летчиков-ветеранов и инвалидов войны, одиноких, за кем ухаживать некому. От него на берегу еще стоит постамент и ноги, оставшиеся от памятника герою Великой Отечественной войны летчице Лизе Чайкиной.

Еще он сказал, что до госпиталя, вроде бы, здесь был лагерь заключенных, и в нем сиживала сама Полина Жемчужина, жена Вячеслава Молотова. Но это уже из области народного фольклора, мне кажется. Нас эта история заинтересовала, и мы почитали биографию Полины Жемчужиной в разных источниках, но нигде не нашли подтверждения такому факту. К тому же против существования здесь зоны ГУЛага свидетельствовали вековые сосны, растущие по всей территории - лагеря обычно строили на открытых, вырубленных пространствах.

Еще рассказал, что в последнее время увеличилось количество диких птиц и животных в лесу рядом с общиной - зимой приходил кормиться кабан, летом летают цапли, глухари, еще какие-то виды, которых раньше видно не было. Наверное, это связано с тем, что деревни окрестные обезлюдели, и звери-птицы снова почувствовали себя хозяевами в лесах.

Под этот неспешный рассказ мы осматривали все вокруг - железный остов качелей, на котором теперь были подвешены штук пять колоколов разного размера, аккуратный и красивый деревянный домик, срубленный из бревнышек и поставленный "на курьих ножках", который при ближайшем рассмотрении оказался чудесной голубятней (местный батюшка и кое-кто из общины очень любят голубей). В сетчатой клетке сидели два симпатичных породистых голубя.

Вот рядом стоят два храма - так называемый "летний", и еще недостроенный постоянный из оцилиндрованного бревна, с резными деревянными куполами. Храмы из светлого дерева смотрелись в лесу очень красиво, как-то свежо. За храмами вдалеке виднелся грузовичок, теплица и еще пара жилых домиков с поленницами дров. Еще видели пасеку из 13-15 ульев, но пчелки летали как-то неактивно.

Мужчина пояснил, что холодновато для цветов, они в такую погоду не выделяют нектар, так что пчелам собирать особо нечего. Да и вообще здесь с медоносами в лесу туго, так что мед не продают - его едва хватает самим пчелам и членам общины. Срок медосбора маленький, рядом цветущих полей нет. А весной пчел вообще приходится сиропом подкармливать. И за зиму пара семей каждый год вымирает. Так что непонятно, откуда в городах продают столько меда, один вывод - мед не с цветочков, а из сахарного сиропа. Держат в общине и скот - коровы, кони, куры, ну, их мы видели. Есть огород, где выращивают овощи.

Мы поблагодарили мужчину, и пошли снять остатки памятника Лизе Чайкиной, откуда можно было, по словам нашего проводника, выйти по лестнице на тропу на берегу, ведущую к броду. По сильно заросшей аллее, под трели зябликов, мы вышли к поляне, полностью заросшей буйной травой, на которой стоял постамент и две гипсовые ноги на нем. В тени кустов нас радостно встретили комары, мы быстро сняли это место, и скорее повернули к реке. Оттуда полуразрушенная кирпичная лесенка с металлическими ступенями вела вниз на берег.

Мы снова вышли к броду, увидели Дениса, дремлющего на коврике возле велосипедов, и двинулись обратно на тот берег. Заметили, что из двух рыбаков ловит теперь только взрослый, а мальчик-подросток просто бродит в болотных сапогах по реке, меряя глубину какой-то палкой. Видимо, не клевало у него, вот и надоело стоять с удочкой.

Продолжение рассказа о велопоездке в деревню Новая Трека


Как добраться до деревни Новая Трека

Если Вам захочется посетить деревню, теперь уже бывшую, Новая Трека, добраться туда можно несколькими способами. Пешком, от поселка Коуровка, но в этом случае лучше идти с ночевкой, потому что в одну сторону получится 20 км. Либо от деревни Трека, которая стоит на Чусовой, там около 12 км, но можно заплутать, да и речку вброд переходить придется. До станции Коуровка можно доехать на электричке из Екатеринбурга, время в пути примерно 2 часа. А до деревни Трека можно доехать на автобусе.

Оптимальный вариант - это велосипед. На нем Вы сможете осуществить поездку в Новую Треку за один день, совместив приятное с полезным - и педальки покрутите, и интересный объект увидите. Но для такой поездки выбирать нужно сухую погоду, причем лучше в течение нескольких дней, так как дорога до Новой Треки земляная, и в дождливую или сырую погоду проехать там будет очень нелегко.

Любители истории могут побродить вокруг бывшей деревни в поисках остатков старой узкоколейки, на карте она обозначена, но в реальности там всего лишь заросшая просека. На окраине протекает река Трека, есть пруд, у которого можно заночевать. Ну и как Вы поняли из рассказа, по дороге тоже довольно много интересного.

И еще. Если Вам интересны посещения заброшенных деревень, то можете почитать другой рассказ, о велопоездке в деревню Ижболда.

Карта окрестностей деревни Новая Трека

Новая Трека - дорога в никуда (анонс)



Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества