Сплав по реке Косьва

Продолжаем наш рассказ о длительном и интересном сплаве по реке Косьва. Мы уже миновали самое начало, где река носит явные, и не всегда приятные следы деятельности человека, где рукава и протоки запутаны, а по берегам дыбятся отвалы от работы драги. К этому времени уже где-то далеко остался шумный мир городов с отравленным воздухом, мы погрузились в тишину, журчание воды и пение птиц.

В этой части Косьва приобрела вид нормальной реки, без отвалов и перекатов, и уже не нужно было каждые сто метров вылезать из лодки и шлепать пешком по воде, Но погода стала мокрее, и все чаще дождик загонял нас в палатку. Также у нас состоялась встреча с мишкой косолапым, я его даже снять на видео успел, большой ему поклон за это.

Расскажем мы, как пытались забраться на гору Ослянка. О том, как плутали в дебрях, и уже почти дошли до вершины, она была так близко, но погода не позволила это сделать. Повстречались опять с нашими знакомыми туристами-пенсионерами.

Расскажем о чудесных отмелях, на которых так удобно останавливаться. И насекомых там нет, и виды вокруг прекрасные, и речка чистая журчит. О том, как один старый и мудрый лось оставил для нас в лесу подарок - огромные рога. Мы ему за это очень благодарны.

Несмотря на все трудности, которые пришлось пройти в этом путешествии, Косьва нам очень понравилась, и как раз во второй части было, пожалуй, больше всего ярких событий. Надеюсь, этот рассказ Вам понравится, жду ваших впечатлений и соображений через форму обратной связи.

Это десятая часть рассказа, рекомендую начать с первой

День 10. Шикарный подарок от лося

14 июля проснулись даже до звонка. Погода пока не прояснилась - небо все в лоскутках серого и голубого, только над горой висит вчерашняя хмурая туча. Повалявшись немного, мы вышли наружу - надо было накипятить чаю, пока дождь опять не пошел. У Саши после вчерашнего похода побаливали пятки, и больше никаких неприятных последствий не наблюдалось. Мы разложили и развесили сушиться на свежем ветерке и солнышке вещи, промокшие вчера - кроссовки, носки, рюкзак... Я еще рассортировала еду, переложив в меньшее количество пакетов, все-таки мы постепенно подъедаем запасы.

Александр развел костер с некоторым трудом, дрова были немного влажные и не сразу загорелись. Вскипятили чай, и после зарядки позавтракали. Теперь батона у нас не осталось никакого, только сыр. Так что на завтрак будет или кашка "Быстров", или зерновые хлебцы с сыром. Надули лодку, погрузились, и отплыли около 11 утра. Поздновато, конечно, но спасибо, что погода вообще позволила нам плыть.

После выхода видели каркас от навеса рыбаков, встреченных вчера, дальше очень старую избушку, всю черную, маленькую, как сарайчик. На одной отмели остановились, чтобы как следует умыться - на стоянке ведь вода была грязная. Намазали моськи кремом от солнца, чтоб не стать похожими на индейцев. Повесили на рюкзаки, канистру и борта лодки всю постиранную одежду на просушку, и плыли, как цыганский табор.

На высоком правом берегу видели стоянку - туда вели ступени, даже выложенные камнями, было костровище, столик, умывальник из бутылки на дереве. У левого берега набрали в канистру водички из ручья. Потом после прямого пролета на берегу была длинная отмель. И в это время поменялся ветер, и на небе показались противные черные облака, грозящие дождем. А ветер, хоть и стал попутным, но дул с такой силой, что иногда умудрялся и сзади разворачивать лодку. Мы решили скоренько пристать к отмели и приготовиться к дождю. Кстати, напротив отмели впадала речка Вогулка с раздвоенным руслом.

На отмели все заросло синими васильками и ярко-желтой пижмой, так что картинка была веселой и жизнерадостной. Как раз успели мы вытащить вещи и накрыть их лодкой, и пошел дождь. Это догнал нас караван туч сзади. Торчать на отмели, сидя в дождевике на камушке, было скучно, и я решила сходить в лес - а вдруг что интересное попадется. Вход был простой, густого подлеска или чащи не наблюдалось, можно было относительно спокойно ходить.

Уже через пару шагов меня охватили сумрак и тишина, здесь просто веяло покоем. Не было ни птиц, ни насекомых. Только пара кучек лосиного помета. Впереди замаячило открытое пространство небольшой поляны, я вышла туда - и увидела здоровый лосиный рог, на восемь отростков. Он лежал на опавшей листве, чуть припорошенный сверху. Я решила повеселить Александра, и взяла рог с собой, он оказался тяжелым, килограммов шесть.

Вышла я на отмель, с трудом волоча находку, и еще умудряясь прятать ее за спиной, и позвала Сашу. Он посмеялся, увидев уже второй рог за поездку, снял его на видео, и мы положили рог в воду, отмокать - его надо было помыть, чтобы положить в лодку. Да-да, мы и его решили взять с собой, уж больно красивый и большой! Жалко оставлять. Потом дома, мы их крутили, вертели, но в городской квартире никуда приспособить такие большие не смогли, и оба продали в Якутию, в кружок резьбы, детям на поделки.

Дождавшись перерыва в дождике, мы успели пообедать, я порезала салат из капусты и огурцов, достала сало и колбасу. И ели мы это опять под небольшим дождем. Вообще нам пришлось здесь пережидать все тучи и дожди часа два, они все никак не кончались. Мы уже и посидели, и постояли, я даже подремала на камушке. Догрызли остатки семечек. Наконец, в половине пятого вечера, вроде все прекратилось. Правда, еще одна большая нехорошая туча снова к нам подбиралась, но была надежда, что ее пронесет мимо, так что мы стали собираться.

На всякий случай мы надели на рюкзаки полиэтиленовые мешки, дождевики тоже снимать не стали. Саша долго впихивал в сумку из-под лодки рога - они никак не хотели туда влезать, упрямо растопыривая отростки. Вертел-крутил он их, и все-таки засунул! Из-за них даже вещи в лодке пришлось сложить немного по-другому. Наконец, мы отчалили, но, пока проплывали полукилометровую протоку, из темной подозрительной тучки все же пошел дождь. А мы еще и плыли прямо под эту тучу, и он становился все сильнее. Но надолго его не хватило, минут через 10 осадки прекратились.

Мы гребли, не обращая внимания на непогоду. И вот наступила тишина и покой, выглянуло солнышко, ветер стих, река стала гладкой. Правда, в этих местах Косьва постоянно широко-широко разливалась, становясь при этом по колено воробью, так что лодка часто шоркала об дно, да и нам все приходилось проводить ее пешком метров по 50, а то и больше. Двигались потому медленно. Слева показалось впадение речки Осиновка. Там мы обернулись, и увидели, что позади нас справа во всей красе возвышается, освещенная ярким солнцем, непокоренная нами гора Ослянка. Длинная-длинная, и сверху на нее нахлобучено облако.

Поплыли дальше, но вскоре Александр сказал - стой, давай грести назад! Погребли, и он показал на что-то вод водой. Это оказалась большая, сантиметров 60, кость, видимо, от передней ноги лося, и его лопатка. Видимо, хищник тащил часть туши, да обронил в реку... По пути нас снова сопровождали цапли, и подпускали совсем близко, рассмотреть можно. Попадались и утиные семейки.

Пора нам было уже думать, где пристать на ужин, было часов шесть, наверное. И как раз вскоре на правом берегу заметили березовые чурбаки, костровище, колотые дрова разбросаны, а наверху полянка, и даже кресло старое там стоит. Мы причалили, чтобы глянуть, нельзя ли этих дровишек с собой забрать, чтоб ужин на них приготовить. Продукты у нас, в основном, остались уже те, что варить надо. Вышли мы на берег, ожидая налета мошкары. Я хотела взять дрова, и плыть дальше, но Саша сказал, что, раз уж мы здесь, и дрова тоже - так и приготовим на месте, а уж потом поплывем. Я согласилась.

Дрова были сырыми, и с трудом удалось найти внизу те, что посуше. Мы вскипятили котелок на чадящем костре, развели овсяную кашку. А я решила, пока огонь горит, а мы ужинаем, надо еще и на завтра еду сварить, а то кто знает, вдруг потом дожди пойдут... Александр мое решение поддержал, подкинул дровишек, и я поставила вариться рис, чтоб его с тушенкой сделать. Поели, закинули тушенку, которую нам в дорогу дала Наташа - прекрасный продукт оказался, приправили нарезанным лучком - вот и обед на завтра. Над нами несколько раз пролетел туда-сюда с печальным криком черный дятел-желна, верно, мы потревожили его у гнезда.

Довольные, мы покинули этот бережок, и стали искать место для стоянки. Отмелей на широкой реке ожидать не приходилось. Мы снова много ходили пешком. Вдалеке заметили на берегу большую поляну, всю покрытую розовым иван-чаем, вероятно, именно здесь когда-то стояла деревня Троицкая. А еще до этой поляны - довольно крутой выход на правый берег, и там начинается дорога вдоль бывшей деревни. Надо было пристать и посмотреть, нельзя ли встать на высоком бережке, а то времени уже было довольно много. На противоположном берегу и дальше было видно что-то вроде маленькой отмели, но мне показалось, что она уж очень наклонная.

Мы вышли, поднялись на берег, и увидели, что есть большая площадка, где уже ставили палатки, костровище, а мимо идет дорога, и на ней следы от недавнего проезда машин. Поначалу все было спокойно, мы начали выгружать вещи, но через пару минут местные кровососы поняли, что у них гости, и начали нас есть. Здесь были все сорта - и комары, и мошки, и гнус. Поэтому мы скорее поставили палатку, сложили вещички, Саша еще сбегал сполоснуться, и чай пили уже внутри.

Из окна нашей палатки открывался сверху вид на реку, на закат, на лес... Было очень хорошо. Слышали, как от поляны бывшей деревни куда-то в лес проехал мотоцикл. Я потом еще выходила, помыть посуду и умыться, да прогулялась недалеко вдоль дороги, землянику поглядеть - нет, ягод не было. Где-то без пятнадцати десять мы уже окончательно засели в палатку, поболтали еще перед сном на диктофон, посмотрели на реку, и легли, надеясь на хорошую погоду завтра.

Продолжение рассказа о путешествии по реке Косьва

Как забраться на гору Ослянка

О том, как добраться до реки Косьва, у меня написано на предыдущих страницах. Как вернуться с реки - напишу в конце. А тут я расскажу, как подняться на гору Ослянка во время сплава по реке Косьва.

На это дело лучше закладывать целый день, то есть накануне подплыть как можно ближе к впадению реки Ослянка, там раньше поселок был, заночевать, а с утра выйти в путь. Вещи можно так же, как мы, спрятать в лесу.

Идти нужно по хорошей дороге, вдоль реки Большая Ослянка примерно 10 км. Затем направо будет отворот, тоже широкая дорога, только не перепутайте, там ближе этого места тоже направо просека, и еще одна дорога, по которой мы пошли - Вам нужно пройти еще дальше. Вообще, карта или навигатор будут очень кстати.

По этому отвороту идете в горку, через пару километров дорога поворачивает направо, и круто в гору, и еще через два километра лес заканчивается, и начинается открытое пространство на горе. Но до самой вершины, чтобы посмотреть виды, нужно еще топать по гребню. Сам гребень около 8 км. Условно у него две вершины. До первой километра два, там есть небольшие скалы, до второй около пяти. Весь путь туда-обратно около тридцатки, и часть в гору.

Подарок от лося

Лосинные рога

Карта реки Косьва

Наша попытка восхождения на гору Ослянка
фрагмент из фильма "Путешествие по реке Косьва"