--> Студия DV-PRO. Главная страница

Путешествие по реке Косьва

На Урале есть множество рек, пригодных для туристических сплавов, но меня больше привлекают реки северной части. У них есть преимущества, которых лишены те, что расположены южнее, или в других частях России. Во-первых, северный Урал мало населен, и реки там чистые, не отравленные промышленностью. В них впадает множество лесных и горных ручьев, в которых вода питьевая, и она намного лучше, чем та, что в городе за деньги продается.

Во-вторых, там нет дорог, населенных пунктов, и вообще какой-нибудь цивилизации, и можно почувствовать глухомань и оторванность от основного мира. Соответственно, кроме чистой воды там еще и чистый воздух, тишина и покой, и в лесах гораздо больше зверей и птиц.

В-третьих, реки там горные, и имеют твердое дно и каменистые берега с галечными отмелями, а это намного удобнее, чем земляные или глинистые. На отмелях и клещей практически нет, и кусачих насекомых гораздо меньше, и высаживаться удобно. Солнышко греет, ветерок продувает, можно загорать, как на пляже.

Большинство северных рек, удобных для сплава, мы уже посетили, об этом есть рассказы на сайте. И вот дошла очередь до знакомства с рекой Косьва. Мы давно о ней знали, и собрали всю нужную информацию, но туда довольно сложно и недешево забрасываться, а также есть трудный большой порог Медвежьи головы, и все это нас до поры останавливало. А в этот раз мы решились.

Путешествие получилось долгим и очень насыщенным. Некоторые события для нас были впервые - например, находка пары лосиных рогов необыкновенной величины. Также первый раз мы увидели хозяина здешних лесов, медведя. Ну, и много всего другого удивительного. Я брал с собой видеокамеру, так что на память остался интересный фильм о наших приключениях на Косьве.

Так как мы плыли две недели, рассказ получился длинный, и потому я его разделил на три части. Надеюсь, прочитав о нашем путешествии, Вы сможете в некоторой степени представить те места, в которых мы побывали, и разделить наши эмоции. А может, этот рассказ даже побудит Вас тоже отправится в какое-нибудь водное путешествие...

Это вторая часть рассказа, рекомендую начать с первой

День 2. Косьва встретила дождем

Утречком до появления Юрия успели умыться и позавтракать, достали из холодильника сумку с продуктами. Загрузили все в машину, и выехали навстречу нашим приключениям. Уже с утра чувствовалась жара, даже ветер не дул. В магазине по дороге купили еще немного сахара, воды минеральной, квасу (Саша отметил, что там везде чистота и порядок, и товаров изобилие). Бутылки нам нужны были не только для питья, но и для того, чтобы в путешествии наливать в них заваренный чай и воду.

Юрий по пути рассказывал о себе: что живет всю жизнь в Краснотурьинске, работал на заводе, пока его бизнесмены не развалили. А сейчас работает в охране, и в такси подрабатывает иногда, по полгода живет на своей даче, где гораздо привольнее, чем в городе. Показался он нам хорошим человеком, простым в общении, тактичным и нежадным (мог ведь денег за ночлег попросить, и мы бы не возразили). Мы проехали мимо огромного завода ЖБИ, кирпичного завода, химического завода... Стало ясно, что город действительно был промышленным, и хорошо жил, пока работали эти предприятия. А сейчас молодежь отсюда стремится уехать, потому что работы нет.

Закончился Краснотурьинск, мы въехали в Карпинск. Увидели отреставрированный храм, который несколько лет назад мы созерцали еще без куполов, они просто стояли на земле во дворе. А теперь храм выглядел очень достойно. Переехали реку Турья, и выбрались на дорогу на Кытлым. В начале этой дороги она была безумно пыльной, из-под колес взлетали серо-белые облака, закрывая обзор. Окна пришлось наглухо закрыть. Но Юрий нас уверил, что это ненадолго, скоро будет уже отремонтированный участок дороги - это военные делают для своей секретной базы в Косьвинском Камне.

И правда, вскоре начался идеально ровный асфальт, как на федеральной трассе. И ограждение, и разметка. Так мы доехали до моста через Какву. В этом месте мы притормозили, чтобы посмотреть уровень воды в реке, поснимать на видео окрестности и определить, можно ли отсюда сплавляться. Уровень воды нас вполне устроил. Не устроило количество слепней.

Дальше мы проехали незаметный поворот на Каквинские Печи, и скоро перед нами начали открываться горы - Конжаковский Камень, Косьвинский Камень, Ольвинский Камень... Проехали речки Иов и Серебрянку, у самого Кытлыма речку Катышер. Пару туристических баз перед поселком. И въехали в Кытлым мимо указателя со знаком добычи платины. Здесь дорога уже приняла вид бетонки и разделилась на два направления - вправо к военной базе в Косьвинском Камне, влево - в сам поселок. Мы свернули налево.

Поселок нас поразил своим цивилизованным видом - замечательные многоквартирные дома, смахивающие на коттеджи. Видно, построены они были для военнослужащих. По улицам прогуливались молодые мамы с колясками. Мы спросили, как проехать на Усть-Тылай, нам указали путь. Александр сверился с навигатором. Поехали по одной из улиц поселка параллельно бетонке, проследовали мимо больших отвалов, каких-то куч мусора на пустыре, и попали на лесную дорогу вполне приличного качества.

"Нива" спокойно шла, мягко покачиваясь. Юрий вообще сказал, что она в плане проходимости лучше, чем УАЗ - короче и более маневренная. Но по вместительности, конечно, уступает. Меня быстро укачало, и я впала в томную дремоту. Мужчины тихо беседовали. В какой-то момент я проснулась, и увидела какого-то зверька, переходившего дорогу - не то хорек, но то соболь, что-то такое. Юрий был в этих местах впервые, видно было, что ему самому тоже интересно. Он приятно удивился качеству дороги к заброшенному поселку, ждал-то страшных колдобин.

Уже на подъезде к Усть-Тылаю встретилась нам мобильная лесопилка, скорее всего, незаконная. Уж больно подозрительно на нас мужики-рабочие смотрели. Проехали мы Малую Косьву, она слилась с Косьвой, преодолели брод. Река пошла слева от дороги, а справа тянулись какие-то куски речки, протоки то есть, то нет. В большую воду можно уже от этого брода сплавляться. Да и дойти до места можно даже пешком, если есть проблемы с транспортом, это всего километров 10.

Мы проехали еще один брод, съехали с основной дороги вправо, пересекли по земляным колеям поляну, где, наверное, когда-то стоял Усть-Тылай, и остановились на берегу Косьвы. Здесь и удобный сход к воде был, и место, где лодку надуть. Вернее, съезд - через Косьву проходил брод, и колеи продолжались на другом берегу.

Пока мы выгружали вещи, Юрий тоже огляделся, спустился к реке и даже выпил из нее воды - было жарко, а водичка бежала абсолютно чистая, прозрачная. Затем мы расплатились с нашим водителем, попросили передать денежку для диспетчера такси, которая нас на него вывела. Сердечно попрощались, он нам пожелал хорошего путешествия, и уехал. Мы остались одни на прелестной полянке со множеством пестрых цветов и земляники.

Над травой и ромашками вились бабочки и пчелы, но среди них было и немалое количество слепней, которые немедленно покусали Александра. Пришлось ему спешно натягивать штаны, кофту и накомарник. Разобрав вещички, мы разложили на берегу и надули лодку. Потом Саша любезно отпустил меня побродить по полянке с кружечкой, собирая вожделенные красные ягодки, а сам достал штатив, и поснимал окрестные виды на камеру.

Затем обошел с видеокамерой поляну вдали от реки, запечатлев обрамленный молоденькими елочками ромашковый простор - бывшее место расположения Усть-Тылая. Вокруг была знойная тишина, нарушаемая только журчанием воды в реке и жужжанием насекомых. Солнце скрывала плотная дымка на небе, но она никак не уменьшала жары. Перед отбытием решили еще пообедать - и пора уже, и место удобное. После трапезы загрузили лодку привычным порядком, сняли исторические кадры спуска на воду и отплытия - и сплав по Косьве начался.

Надо сказать, что все это сопровождалось отдаленными раскатами грома. Но, все же, мы решили плыть. Ну, как плыть? Первые несколько сотен метров мы просто шли по реке, ведя лодку - повсюду были крутые перекаты, мели, высокие сливы в виде каменных ступеней. Хорошо, что вода в Косьве была совсем не холодная, идти комфортно. Один из сливов оказался коварным - сначала было мелко, но потом Саша сделал шаг - а дна-то просто нет. Из-за лодки он не увидел подвоха, и вот, провалился по пояс, чудом сумев запрыгнуть на лодку, а то и с головой бы макнулся... Так Александр подмочил репутацию в самом начале пути.

К этому времени стал накрапывать дождик, гром гремел все ближе. И тут на повороте показалась высокая отмель, где можно было в случае непогоды даже заночевать. Мы туда и пристали - неважно, что прошли всего какие-то полкилометра! Выгрузили часть вещей из лодки, и стали ждать развития событий - если гроза грянет, будем палатку ставить, если нет - дальше поплывем. Тучи с громом от нас явно удалялись, так что можно было двигаться. Кстати, пока ждали, в речных ямах у отмели несколько раз сильно плеснула рыба, судя по всему, крупная.

Поплыли мы дальше, точнее пошли - здесь начались места, в которых когда-то ходила драга в поисках золота. Он этого река приобрела довольно загадочный вид - было много проток, и не всегда понятно, куда плыть дальше? Просто лабиринт какой-то. Хорошо, у Александра сильно развито "шестое чувство", он как-то видит, куда течет основная вода. А на берегах везде возвышались отвалы пустой породы, высотой метра по 3-4, местами уже поросшие молодым лесом. Оригинальный пейзаж получался.

Снова стал брызгать дождик - мелкие капли красиво танцевали на воде, а нам приносили облегчение от жары. Но вот он стал усиливаться, приблизились раскаты грома. И сразу у левого берега, как по заказу, увидели подходящую отмель-островок. В темпе причалили, выгрузили вещи, моментально нарезали листьев водяного лопуха - мать-и-мачехи, поставили палатку, накрыли наш багаж лодкой. Продукты сложили под тент палатки, чтобы можно было и поужинать, и позавтракать, не выходя наружу.

Только успели запрыгнуть в палатку, как пошел сильный дождь, а затем и ливень. Гром грохотал со всех сторон, а порывы ветра несколько раз укладывали стенку палатки прямо на нас. Мы даже опасались, как бы у нас лодку не унесло таким ураганом, мы ее не успели веревкой привязать, как обычно делаем. Помнится, на Чусовой как-то раз ветер поднял лодку, и Саша ее прямо на лету схватил. Так что он, как суслик из норки, постоянно выглядывал - все ли на месте, не улетело ли наше плавсредство. Затем гроза постепенно стала стихать.

Остаток дня мы провели в палатке, даже ужинали внутри, потому что кругом было очень мокро. Саша в это время поснимал дождь, записал звук грома, и всячески проявлял активность - еще не понял, что мы на отдыхе. Прямо не мог просто лежать. И только в половине десятого вечера мы, наконец, вышли "на свет божий". Картина несколько отдавала нереальностью - лес дымился клубами пара, по реке стелился туман, с неба свисали клочья туч, цеплявшиеся за елки... А часть неба очистилась, и была подсвечена розоватым предзакатным солнцем. Река после грозы бурлила.

На противоположном берегу над водой зависли две большие сильно наклоненные ели, напоминая, что мы в тайге, и места кругом довольно глухие. Не очень приятно было то, что ветра не было, и в воздухе летал гнус, кусая не только за ноги, но и в лицо. Это не очень больно, и чешется потом не долго, но все равно, лучше без такого сопровождения обойтись. Мы выпили чайку с пряниками, привязали лодку, и снова забрались в палатку, уже на ночь.

Спалось нормально, только под утро потянуло с воды сыростью. Да еще камушки под палаткой оказались крупноваты, так что бока потом побаливали... Добро пожаловать в походную жизнь!

Продолжение рассказа о путешествии по реке Косьва


Как добраться до реки Косьва

Как Вы уже знаете из рассказа, добраться до реки Косьва не просто, не дешево, и не быстро. Но варианты есть.

Можно на машине, из Екатеринбурга по Серовскому тракту до Краснотурьинска, а лучше до Карпинска - с Донбасской 380 км. Затем до Кытлыма 60 км, пройдет любая машина.

Из Кытлыма есть три дороги, нижняя (влево) - в сторону Павды, верхняя (правая), до бывшего поселка Усть-Тылай, она идет по склону горы Косьвинский Камень. Но лучше выбрать среднюю, она тоже до Усть-Тылая, по качеству она получше, но есть пара бродов. Выезжать нужно с улицы Мира, и когда будет развилка - направо не сворачивайте.

Дорога хорошая, с твердым покрытием, идет параллельно реке Малая Косьва. До первого брода доедет хоть Запорожец, и можно стартовать оттуда, но придется тащить лодку по мелким и извилистым протокам. На внедорожнике лучше доехать до слияния рек Большая Косьва и Усть-Тылай, там уже воды поболе. До этого места от Кытлыма примерно 30 км.

Если на автобусе, то до Карпинска около 8 часов, билеты дорогие, да еще за каждое место багажа доплачивать нужно.

По железке - самый оптимальный вариант, в электричке места побольше и за рюкзак доплату не берут. Доезжаете до Краснотурьинска, а там либо на такси, либо заброску искать. С этим могу помочь - у меня и в Серове есть человек, он занимается заброской на Косьву, на Какву, и Пожву, может довезти прямо до места. И в Краснотурьинске, на Ниве. Это дешевле, чем грузовик какой нанимать.

Ну и как мы можно, на Бла-бла-каре. Об этом написано в начале рассказа.

Косьва встретила нас дождем

Косьва встретила нас дождем

Карта реки Косьва

Порог "Медвежьи головы"
фрагмент из фильма "Путешествие по реке Косьва"



Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества