Поселок Левиха - река Шайтанка

Поначалу нашей главной целью в этой поездке была гора Старик-Камень, к которой туристы обычно ездят наиболее простым маршрутом - через Карпушиху по грунтовой дороге. Но, внимательно посмотрев карты, я нашел еще один путь, которым можно было добраться до горы. Он привлек меня тем, что его используют намного меньше людей, а интересных объектов на нем больше, через Карпушиху можно было вернуться обратно.

Лесная дорога от Левихи вела к горе Старик-Камень гораздо правее Карпушихи, пересекая речки Аблей и Шайтанку. Да и сам поселок Левиха показался достойным внимания. Основан он был в 1927 году и до 1935 назывался "Левихинский рудник", находится в 32 километрах от Нижнего Тагила. До ближайшей железнодорожной станции Быньговский 14 километров. До начала 2000-х годов Левиха была поселком городского типа, но потом шахты закрылись, работы не стало, и статус понизили до просто поселка. Люди или уезжали, или устраивались трудиться в Нижнем Тагиле или Екатеринбурге. Все в Левихе пришло в состояние медленного разрушения.

А ведь когда-то поселок процветал. О тех временах напоминает великолепный дом культуры "Горняк", построенный пленными немцами и румынами в 50-е годы в стиле "Сталинский ампир", он и до сих пор впечатляет размерами, колоннами, статуями вождей революции на фронтоне, площадью с фигурой Ленина на высоком постаменте. А внутри, как было заведено в советские времена - расписанный потолок, колонны, помпезные люстры...

Безумно жаль стало, что все это погибает, рассыпается в прах, и никому до этого нет дела. Даже наоборот, власти все делают, чтобы поселки и деревни вымирали, а людей сгоняют в городские гетто. Лишь люди искусства пытаются вдохнуть какую-то жизнь, проводя в "Горняке" выставки Уральской индустриальной биеннале. Но поселку и его жителям это помочь вряд ли сможет. Безработная Левиха остается музеем-заповедником эпохи социализма, чем-то напоминая Дегтярск, другой город, возникший из шахт и рудников. Вероятно, через несколько десятилетий из Левихи уедут последние жители, старики умрут, и она уйдет в небытие, растворившись в уральских лесах.

Окрестности поселка Левиха

Гора Старик-Камень находится в Висимском заповеднике недалеко от города Нижний Тагил. Есть еще скала с одноименным названием, которая находится недалеко от Мариинска и Краснояра, об этих местах можно прочитать на страницах Шунут и Платонида. Некоторые путают эти горы. Так вот, мы собирались доехать до нее сначала на электричке, потом на велосипедах. Выехали мы туда 4 июля, около половины одиннадцатого утра (по моей просьбе, я накануне так устала, что боялась проспать). И хорошо, что именно в это время - день был будний, в вагоне совсем не было народа, поэтому расположились мы с велосипедами комфортно, и даже не заметили, что ехали два часа.

В 13.10 мы прибыли на станцию Быньговский. Она поразила нас своим безлюдьем, и тем, что там даже нет магазина, или хотя бы киоска какого-нибудь. На некотором отдалении от железнодорожных путей маячил дом, похожий на руины, оставшиеся с Великой Отечественной войны. Дорога, ведущая через Левиху к горе Старик-Камень, лежала через пути налево, туда мы и отправились. Асфальт был вполне приличный, ехать не тяжело, подъемов крутых и затяжных не встречалось, только было очень жарко. Спасали лишь участки, где мы быстро мчались с горки - там обдувал ветерок.

Первыми объектами на нашем пути стали речка со смешным названием Пачка и поселочек Аник. А следующим - уже река Тагил, по местным меркам довольно крупная - метров 15-20 в ширину, но очень мелкая. Вода в ней была желтовато-бурая, хотя и прозрачная. Мы проехали через мост и спустились к реке пообедать и освежиться немного.

На берегу две местные жительницы, тетки лет под пятьдесят, мыли машину, видимо, даже не подозревая, что нарушают закон об охране водных ресурсов. Хотя, река Тагил, после Тагила, не чище чем на автомойке. Мы расположились выше по течению, чтобы не заходить в воду со всякими машинными маслами. Солнце вызывало горячее желание забраться куда-нибудь в тень, но в тени тут же начинали кружиться вокруг комары. Тетки сказали, что если пройти немного дальше по берегу и свернуть налево, то мы придем к озерцам, где отдыхают местные жители, там и купаться удобнее… Но мы туда не пошли, а сели и пообедали здесь.

Потом забрели в Тагил, поплескались чуть-чуть, и стали собираться дальше. На дне оказалось много ила, который легко взбаламучивался, и потом долго не оседал. И еще по поверхности течение несло комки какой-то тины подозрительного коричневого вида, так что долго купаться нам не захотелось. Мы надеялись, что вода в реке не содержит всяких вредных химических примесей, потому что это место находится выше по течению, чем Нижний Тагил, и стоит на реке до него только поселок Верхний Тагил, где, кажется, нет промышленных предприятий. Мы сели на велосипеды, и примерно в половине четвертого двинулись в сторону поселка Левиха, до которого осталось всего километров пять.

Но дорога пошла все время в гору, да еще наступила самая жара, поэтому метров через пятьсот мне стало не очень хорошо - голова заболела, слабость… Я сошла с велосипеда и побрела пешком по теневой стороне, дабы немного остыть. Александру крикнула, чтобы притормозил. Он вроде бы повернулся и сбавил скорость. Я опустила голову и медленно пошла вдоль дороги, уверенная, что Саша меня подождет, поинтересуется, что случилось. Но у него дорога стала спускаться с горки, и он, решив, что у меня все в прядке, рванул вниз по дороге. Пришлось мне идти одной. А так как брела, опустив голову, то заметила на обочине множество спелых, крупных ягод земляники. Остановилась, присела, собрала горсть ягод, и съела. Чувствую - полегчало!

Мимо меня прошли две девушки из Левихи, видно, на станцию шли. Вспомнилась давняя нехорошая история, связанная с этими местами, даже две. Первая, это когда в 2007 году обнаружили 15 убитых девушек недалеко от дороги, а вторая, когда в 2012 году недалеко от поселка Аник обнаружили более 250 человеческих эмбрионов. Об этих историях много писали, и в новостях показывали по всем каналам. Но сейчас было солнечно, и ничего не напоминало о неприятном, я потихоньку двигалась дальше, и наконец, догнала Сашу, который поджидал меня у местной свалки. Очень они его интересуют, уж не знаю чем.

Он оставил меня на дороге, сказав, что должен заехать туда и посмотреть. Отговорить его не получилось, так что стояла и ждала, а потом тихонько поехала вперед. Александр закончил осмотр этой достопримечательности и присоединился ко мне. Сказал, что там за открытыми воротами большое поле, засыпанное мусором. Стоит диван, на нем сидят два бомжа - сторожа. Справа от дороги с трудом заметили мы водоем с чистой водой, где, видимо, местные жители отдыхают. Кусты его почти совершенно закрывают от проезжающих по трассе, из быстро едущей машины и не углядишь.

Смотрим - а уже начинается поселок Левиха. Вдоль дороги какие-то промышленные пейзажи пошли, рыжая вскопанная земля, дорожки, странного вида водоем, типа неглубокого затопленного карьера. Потом начались справа здания вроде цехов, но людей нигде видно не было. Мы въехали сильно в гору (пешком, ведя велосипеды рядом) в Левиху. От высоких тополей по краям дороги лежала приятная глубокая тень. По этой аллее мы добрались до площади, где располагались местные магазины - овощные, продуктовые, промтоварные. Очень хотелось пить, а еще больше - посидеть в тени. Поэтому мы подъехали к магазинам, я сгрузила свой рюкзак на лестницу, ведущую в магазин на втором этаже, и замерла, прислонившись к дереву. Александр оставил велосипед, и пошел покупать что-нибудь попить.

Достала я потихоньку таблетки от головной боли, запила остатками воды из бутылочки, а тем временем Саша вернулся с большой бутылкой кваса, и двумя двухлитровыми бутылками минералки - вот как пить хотел, бедняга! Он дал мне хлебнуть божественно холодного, вкусного и не сильно газированного кваса - блаженство! Мне стало полегче. Потом Саша предложил посадить меня где-нибудь в тени с вещами, а он пока съездить осмотреть местные достопримечательности Левихи - карьеры (проехать мимо карьера он никогда спокойно не сможет). Я согласилась, и присела у овощного магазинчика на площади на свой свернутый туристический коврик.

Сидела, и слушала разговоры местных кумушек. Сначала подошли две молодые мамаши с детьми, к ним присоединилась продавщица магазина (все равно покупателей нет) с двумя малолетними внуками. Тут девицы достали сигареты, и, не стесняясь, стали обкуривать детей. Я отошла подальше, а детишки так и вдыхали за мамашами сигаретный дым. Женщины толковали о сильной жаре, о том, что дома давно отключили воду, что помыться нельзя… Обсуждали нечищеный пруд… Тут и Александр вернулся. Рассказал, что слева у въезда в Левиху видел большую стелу «Слава труду!», от которой грунтовая дорога вела к отвалам рудного производства, причем покрыта дорога была настолько острыми кусочками какого-то сланца, что он боялся пропороть покрышки у велосипеда.

Отвалы формировались, видно, несколько десятилетий, потому что путь привел Александра на обрыв высотой с девятиэтажный дом, и только внизу под ним начиналась нормальная земля, с травкой и кустами. С обрыва видны были домики Левихи и странный водоем, мимо которого мы ехали. У какого-то мужчины Саша спросил, есть ли еще что-то интересное в поселке, но тот ответил, что ничего такого нет - шахты давно закрыты и затоплены. Мы еще купили по паре крупных яблок и апельсинов, спросили, где можно набрать воды, и отправились дальше.

По одной из центральных улиц поселка (похожей как сестра на улицы города Дегтярска - та же архитектура домов, тот же цвет краски, только этажей не три, а два) подъехали к местному дому культуры "Горняк" - и застыли в изумлении. Казалось, мы попали глубоко в прошлое, в советские времена, года в 60-е. Большое белое здание с колоннами, перед ним на колонне-постаменте памятник Ленину, справа и слева на беленых пьедесталах - красная звезда и серп с молотом. На самом здании клуба - изваянные в полный рост фигуры Малышева и Кирова. При этом клуб работает - из него периодически выходили мамы с детьми. Мы сфотографировали все это великолепие, и отправились к Левихинскому пруду.

Нам нужно было обязательно набрать воды, поэтому мы поинтересовались у местных жителей, где здесь родник, колодец или колонка. До родника было далеко и не по пути, а вот колонка находилась рядом, к ней мы и подъехали. Но когда попытались набрать воды, она оказалась совершенно неприемлемой - коричневатая, мутная, с затхлым запахом. Тогда нам показали дорогу до колодца, примерно в направлении дальнейшего пути. Мы его нашли - вот там водичка была чистая, холодная и очень вкусная.

Набрали три бутылки большие, да еще мою поллитровочку, умылись, напились. Поехали дальше. Ориентиром нам служила высокая мачта, типа вышки для осмотра окрестных лесов, видимо на случай пожара. Выехали из поселка, проехали мимо садов, потом путь свернул в лес. Периодически приходилось идти пешком, так как по такой жаре в горку на велосипеде ехать сил не хватало. Да еще дорога неровная и каменистая, с корнями, остатками бревен настила.

Ко всему прочему, как только мы въехали в лес, на нас накинулись слепни, пришлось срочно надевать штаны и куртки, а то съели бы. Саша еще и накомарник нацепил. Через какое-то время мы доехали до речки Аблей, совсем небольшой, как ручеек, зато с прозрачной водой. На подступах к ней пришлось преодолевать заболоченный участок - я разулась, закатала брюки и пошла по широким лужам, ведя рядом велосипед. Дно было каменистое, так что перешла удачно, а Саша так вообще переехал это "море". Речку Александр отметил точкой на навигаторе, а я умылась прохладной водичкой.

По дороге нам встретился большой, уже переросший красноголовик, что давало надежду на грибной суп в дальнейшем. Из кустов Саша спугнул крупную птицу, по-моему, это была самка глухаря, судя по солидным размерам и страшному треску, с которым она пыталась взлететь, ломая вокруг ветки. И еще было много птиц вроде дроздов, только чуть крупнее.

Доехали мы до ЛЭП, вдоль которой должна была идти дорога на Старик-Камень (как показывал навигатор). Но оказалось, что она лишь отдаленно напоминает дорогу - все заросло высокой травой и кустами, с еле заметными колеями. На велосипедах ехать здесь было бы одно мучение. Поэтому мы решили двигаться дальше по лесной дороге, и вела она к горе Острая, ее уже было видно вдали. И тут мы заметили, что нас шустро догоняет грозовая туча, и уже слышатся раскаты грома. Мы ее видели и в Левихе, но казалось, что она пройдет мимо. Не прошла. Пошел мелкий дождик. Мы торопились, как могли.

До речки Шайтанка оставалось совсем немного, когда пришлось все-таки тормозить и быстро ставить палатку, чтобы не вымокнуть до нитки. Пока мы нашли ровное место для установки рядом с дорогой, дождь ливанул от души. И хотя мы поставили палатку в рекордное время, все равно кое-что из вещей промокло, да еще по бокам палатки натекли лужи, и углы внутри тоже промокли. Сидя в домике, мы записывали на диктофон дорожные впечатления, и оценивали масштабы потопа - мой спальник в ногах был подмочен. Сидеть так из-за грозы пришлось с 7 часов вечера и до самой ночи.

В девять Саша поужинал, а у меня аппетита хватило только на половинку булочки с маком, видимо, совсем устала. Потом просто лежали, слушая затихающий гром вдалеке и звуки падающих с деревьев капель. Думали, куда поедем - то ли на гору Острая, потом назад в Левиху, а потом по асфальту уже на Старик-Камень, то ли еще каким маршрутом… Саша вбивал точки в навигатор. Я надеялась, что следующий день будет попрохладнее, чем сегодняшний. Так мы и заснули около 11 часов.

Продолжение рассказа

Как добраться до поселка Левиха

Как я уже говорил, интересен не только сам поселок Левиха с заброшенными шахтами и отвалами, но и окрестности, а именно гора Старик-Камень и могила инока Павла. Об этих местах на сайте есть рассказы.

Самый лучший вариант побывать в Левихе - на велосипеде. Доезжаете на электричке до станции Быньговский, и там по дороге 14 км.

Если пешком, то также до Быньговского, а потом придется ловить попутку. Либо на рейсовом автобусе от Кировграда. Из Екатеринбурга до Левихи прямого сообщения нет.

Ну а если у Вас машина, то из Екатеринбурга до Левихи 110 км, выезд с улицы Донбасская. За день можно обернуться.