Поселок Левиха - река Шайтанка

Поначалу нашей главной целью в этой поездке была гора Старик-Камень, к которой туристы обычно ездят наиболее простым маршрутом - через Карпушиху по грунтовой дороге. Но, внимательно посмотрев карты, я нашел еще один путь, которым можно было добраться до горы. Он привлек меня тем, что его используют намного меньше людей, а интересных объектов на нем больше, через Карпушиху можно было вернуться обратно.

Лесная дорога от Левихи вела к горе Старик-Камень гораздо правее Карпушихи, пересекая речки Аблей и Шайтанку. Да и сам поселок Левиха показался достойным внимания. Основан он был в 1927 году и до 1935 назывался "Левихинский рудник", находится в 32 километрах от Нижнего Тагила. До ближайшей железнодорожной станции Быньговский 14 километров. До начала 2000-х годов Левиха была поселком городского типа, но потом шахты закрылись, работы не стало, и статус понизили до просто поселка. Люди или уезжали, или устраивались трудиться в Нижнем Тагиле или Екатеринбурге. Все в Левихе пришло в состояние медленного разрушения.

А ведь когда-то поселок процветал. О тех временах напоминает великолепный дом культуры "Горняк", построенный пленными немцами и румынами в 50-е годы в стиле "Сталинский ампир", он и до сих пор впечатляет размерами, колоннами, статуями вождей революции на фронтоне, площадью с фигурой Ленина на высоком постаменте. А внутри, как было заведено в советские времена - расписанный потолок, колонны, помпезные люстры...

Безумно жаль стало, что все это погибает, рассыпается в прах, и никому до этого нет дела. Даже наоборот, власти все делают, чтобы поселки и деревни вымирали, а людей сгоняют в городские гетто. Лишь люди искусства пытаются вдохнуть какую-то жизнь, проводя в "Горняке" выставки Уральской индустриальной биеннале. Но поселку и его жителям это помочь вряд ли сможет. Безработная Левиха остается музеем-заповедником эпохи социализма, чем-то напоминая Дегтярск, другой город, возникший из шахт и рудников. Вероятно, через несколько десятилетий из Левихи уедут последние жители, старики умрут, и она уйдет в небытие, растворившись в уральских лесах.

Это вторая часть рассказа. Рекомендую начать с первой

Курорт на реке Шайтанка

Утром нам сначала показалось, что дождь продолжается, но это просто ветерок сбрасывал капли с веток нам на палатку. В 8 часов показалось солнышко, погрело немного, и скрылось в туманной дымке. Так что палатка, земля, наши вещи - все сохло медленно. В половине десятого мы обнаружили только несколько подсохших камней на дороге, и стали раскладывать на них собранные рюкзаки, свернутые коврики и другие мокрые вещи. На кусты развесили подмокшие спальники, штаны. А сами сели завтракать в палатке - снаружи было многовато комаров для Александра. Там же решили, что поедем по прежней дороге до следующей ЛЭП, где Саша все же рассчитывал найти грунтовую дорогу до Старик-Камня, а может и подняться на гору Острая.

В начале пути шли с велосипедами пешком, потому что дорога была и неровная, и сырая, скользкая. Но скоро стало можно ехать, и мы добрались до ЛЭП быстро. По дороге встретили растущий прямо на ней большой красноголовик. Вдоль линии электропередачи действительно тянулась грунтовка. Поэтому мы спрятали велосипеды в кустах, свернули направо, и пошли к горе Острая. Но тут пошел дождь! Пришлось вернуться и накрыть рюкзаки ковриками.

Переждали дождик, начали движение к горе заново, все потихоньку вверх. Иду я впереди, смотрю - на тропинке лежит что-то черное, похожее либо на свежую кучку, либо на свернутую пирамидкой резину. Через пару секунд до меня дошло, что это гадюка, свернулась и спит себе, никого не трогает. Саша сразу схватился за фотоаппарат, но пока его доставал, протирал, да выбирал позицию - змея просекла, что готовится незапланированная фотосессия, и как сиганет в траву! Александр успел щелкнуть ее только в развернутом виде, и очень на пресмыкающееся обиделся.

Отправились мы дальше. Тут выяснилось, что Александр не знает, где именно надо с грунтовки сворачивать, чтобы попасть на Острую. Сказал, что еще метров 500 надо идти до речки Аблей, а уже от нее до горы, причем неизвестно, сколько. Дорога, по которой мы шли вдоль ЛЭП, становилась все более заросшей травой, поперек нее все чаще встречались большие лужи, обходить их было все труднее. Донимали мошки, которые появились здесь взамен комаров и слепней. Я уже подустала тащиться в горку, да еще мне позвонили из дома, и сообщили, что сегодня к вечеру ожидается сильная гроза.

Обсудили мы ситуацию, и решили до Аблея и горы Острая не идти, а вернуться к велосипедам, сеть на них и поехать в другую сторону по ЛЭП, там протекала, судя по карте, речка Шайтанка. В ней мы планировали ополоснуться, отдохнуть чуть-чуть, и двинуться к Старик-Камню все по той же грунтовке. Через четыре с половиной километра должны были выйти к следующей речке, там заночевать и переждать грозу, а уже завтра доехать до цели и вернуться к железной дороге. Так и сделали.

За считанные минуты мы докатились до речки, и остановились в восхищении. Александр немедленно изрек, что ему здесь нравится, даже очень. Это и не удивительно - из таинственного темноватого лесного коридора, журча по камням, вытекала хрустально чистая речка, шириной метров 5, а глубиной всего с десяток сантиметров. Она пересекала дорогу, делала петлю, и пересекала ее еще раз, образуя небольшой островок из гальки. По левому берегу росли водяные растения, напоминающие лопухи, а справа - густой кустарник. Очарование этого тихого местечка было несомненным. Я сняла обувь, и перешла поток с велосипедом, поскальзываясь на камушках, покрытых водорослями. Вода в Шайтанке была прохладная, но не холодная.

На отмели я надела резиновые сланцы, чтобы легче ходить по дну, и пошла фотографировать Александра - как он перевозит велосипед с тяжелым рюкзаком. Палатку мы сначала хотели поставить на другом берегу, но я заметила, что тогда провода ЛЭП будут прямо у нас над головой, а помня прогноз погоды с грозой и сильным дождем - это был не лучший вариант. Поэтому мы решили остановиться на отмели-островке. Для этого выровняли камушки, накидали травы и водяных лопухов, и на эту мягкую подстилку поставили палатку, сначала без тента, чтобы она проветрилась и подсохла. Вещи разложили сушиться на камнях. Развели костер, вскипятили чай для термоса, подогрели домашние голубцы, и на десерт закусили их персиками.

После обеда я помылась с мылом в речке, наблюдая рыбок и отмахиваясь от назойливых оводов. Почувствовав себя освеженной, не стала подавлять порыв, и, предупредив Александра, пошла собирать землянику. Поначалу все поглядывала - что там поделывает мой спутник. А он тоже мылся, периодически бил слепней и кидал их рыбкам в речку. А потом залез в палатку. Тут и я с ягодами вернулась. Вовремя - только убрали вещи под тент, как грянул гром и полил дождь. Мы сидели под крышей, ели землянику и наговаривали на диктофон дневные впечатления. Было ясно, что вечер и ночь мы проведем здесь, а уж завтра продолжим путь к Старику. Постепенно мы задремали.

Когда проснулись, через часок - уже выглянуло солнце, и в палатке даже стало жарковато. Я решила выходить. Думаю - схожу-ка еще раз за земляникой, раз такая погода хорошая. Сообщила Саше, куда иду, и, одевшись в штаны и ветровку, отправилась с пластиковым ведерком вдоль ЛЭП. Поначалу бродила поблизости, а потом ушла далеко на горку, и даже за нее. Александр в это время возился с велосипедом - мыл его, смазывал, что-то перебирал. Я иногда оглядывалась и смотрела, что он там поделывает. Правда, когда я зашла за вторую вышку ЛЭП, Сашу уже не было видно.

По дороге встретила необычный, никогда мной не виданный цветок - ярко-желтая восьмиконечная звезда с венчиком высоких зеленых тычинок посередине. Подумала, что надо будет завтра его сфотографировать, и потом узнать, что это за растение. Немного напрягали мошки - они не кусали, а просто толклись возле лица и лезли в глаза и уши. И еще пара слепней, так же, не пытаясь даже сесть на меня, кружили с гудением над головой с непонятной целью.

Ягод я набрала пол-литра, но и отсутствовала долго. И что-то подсказывало мне, когда я вприпрыжку бежала обратно, что Александр меня будет ругать за длительное отсутствие. Меня же и видно не было, и ужинать пора… А уж когда услышала свист, поняла, что он меня потерял, и пытается таким образом подать знак. Когда я подошла поближе, он мне даже пальцем погрозил - волновался, куда я делась. А сам сидит, ужинает, оголодал. Я засекла пачку творога среди наших припасов, и укорила Сашу за то, что он не сказал об этом скоропортящемся продукте. Тут же намешала себе творожок с ягодами, и с удовольствием съела половину, поделившись с Александром.

Весь вечер у нас горел хороший, уютный костер, мы пили с оладьями и земляникой чай, смотрели в небо и на бегущую речку. Пока меня не было, Саша смазал наши велосипеды, набрал дров, сложил вещи, короче, трудился аки пчела. А я прогулялась после ужина в лесной коридор, из которого вытекала Шайтанка. Там было таинственно, прохладно и сумрачно, но при этом ничуть не мрачно, а даже уютно. Речка катилась прозрачная и шустрая. По берегам - дикие еловые заросли. Александр сходил в противоположную сторону, куда Шайтанка утекает - там обнаружилась та же картина. А вообще, по этой речке спокойно можно ходить - она совсем мелкая, и если надеть сланцы, то двигаться по дну намного легче, чем по заросшему берегу.

Потом мы накипятили чая на завтрашнее утро, наблюдая за малюсенькой птичкой, курсирующей над речкой между двумя полосками прибрежных кустов, прямо мимо нас. Чтобы любоваться видами заката и пить чай, Саша специально соорудил из камней подобие царского трона, взгромоздился на это сооружение, и объявил, что теперь чувствует себя не обезьяной, но человеком! И еще радовался, что его почти никто не кусает. Так что сплошное удовольствие.

По просеке стлался голубой дымок от нашего костра, тихонько журчала водичка в реке, в небе проплывали розовые легкие облачка. Саше показалось, что где-то поблизости ходит лось или олень - он учуял запах какого-то травоядного. Я принюхалась - действительно, запах свежего помета ощущался. А так как вряд ли здесь бродит корова, то, может это и правда был какой-то лесной житель. Да и следы я видела - косуля, наверное. К ночи похолодало. Я умылась в реке и забралась в палатку, туда же комары загнали и Александра. В палатке сильно пахло костром, который еще тлел. Решать, что делать дальше - будем уже завтра. Может, поживем здесь еще, а может, прокатимся дальше.

Ночь прошла прекрасно - в палатке был свежий воздух, но не холодно. Очень мягко спалось, в какой-то момент я проснулась от шума, и подумала, что может так шуметь у меня в квартире? А потом поняла, что я в лесу, и это шумит Шайтанка. В 7 зазвонил будильник. Еще полчаса я повалялась, и решила уже выходить наружу. Вокруг было туманно и влажно. Потрескивали наверху провода ЛЭП, и на палатку оседали мельчайшие капельки воды - еще не дождь, но уже похоже. Я немного огорчилась - не хотелось бы опять ненастный день. Побрела умываться и чистить зубы. Александр тоже проснулся.

Хотела развести костер, но спички отсырели, а зажигалка что-то совсем вышла из строя, я только палец себе стерла, пытаясь ей щелкнуть. Даже толстая охотничья спичка не помогла. Александр вылез из палатки мне на помощь, поджег-таки костерок от сухого горючего, и я стала кипятить воду на кашку. Саша начал делать зарядку, а я поделилась с ним мыслью, что надо сегодня двигать на Старик-Камень, а не оставаться здесь еще на день, потому что завтра по прогнозу дожди, а вечером в субботу мне уже надо было быть дома. Он, конечно, немного опечалился, но не сильно. А чай с бутербродами его совсем взбодрил. Я тем временем собирала вещи, складывала палатку.

Погрузили мы все на велосипеды, попрощались с замечательным местом и речкой, и пошли по дороге к Старик-Камню. Кроссовки сразу надевать не стали, потому что впереди маячила большая лужа, обойти которую из-за кустов не представлялось возможным. Пришлось брести по дну в сланцах. Я-то шла нормально, а вот Александр постоянно увязал, и со смешным чмоканьем с трудом вытаскивал тапки из грязи.

Перешли лужу, надели кроссовки, и пошли в гору вдоль ЛЭП. От комаров мы намазались, слепней было пока немного, солнце еще пряталось за тучками. Но стоило нам дойти до более крутого подъема, как светило показалось во всей красе и стало жарить что было мочи, налетели мошки, надоедливо лезущие в рот и в нос, и грызущие во все лопатки. Да и оводов прибавилось. Так что идти было тяжело, жарко, и одежду не снимешь - кусают.

Мне шлось полегче, потому что рюкзак на спине, а велосипед не тяжелый. А Саша, у которого нагруженный велорюкзак болтался на багажнике, да и сам велосипед побольше, просто изнывал. Местами даже пытался ехать, но это было нелегко - везде булыжники и спутанная трава, кусты посреди дороги. Зато смотрелось все это красиво - буйные зеленые заросли, усыпанные цветами и земляникой, калиной, малиной и красной смородиной. Так мы дотащились до первого перевальчика, и впереди замаячила дорога на второй. Мы поднялись туда, и увидели, что слева примыкает лесная дорога, а наша, вдоль ЛЭП, пропадает напрочь. Мы сходили на разведку по лесной дороге, оставив велосипеды и рюкзаки, но оказалось, что она уходит далеко в сторону от нужного направления.

Вернулись мы, поперлись было по ЛЭП без дороги, но это было невозможно, тем более с велосипедами. Мы снова бросили их, и по предложению Саши стали подниматься на горку, чтобы сверху осмотреться - нет ли продолжения дороги за перевалом. Что там Конжаковский камень и вершины Таганая! Они просто отдыхают по сравнению с этой мелкой горушкой. Поднимаясь туда, мы только чудом не поломали ноги. Высотой всего метров 20, она была покрыта по склонам зарослями колючих кустарников, буреломом, низкорослыми елками, курумником, скользким от лишайника и мха.

Растительность скрывала все валуны, тщательно маскируя опасные трещины и провалы между ними. Просто красота! Метров 200 проползя через эти кошмары, мы, наконец, поднялись на вершину - каменную пирамидку. Но оказалось, что настоящая вершина еще дальше и выше. Но уже отсюда было понятно, что дороги нет, и дальше не будет. Да и вообще, здесь только лоси ходят - мы видели несколько лежек в зарослях.

Кое-как спустились к нашим велосипедам, и стали решать - куда же идти дальше. По лесной дороге, забирающей влево, или вернуться к реке, или еще куда-то. Настроение у меня слегка подпортилось. Я устала, ноги побаливали, было жарко, да еще я понимала, что обратно придется идти по тем же прелестям… Ну, пошли мы обратно к Шайтанке.

По пути я утешала себя земляникой. Александр всю дорогу пытался ехать (подскакивая на кочках, камнях и кустах). И меня старался убедить, что ехать гораздо легче, чем идти. "Смотри, какая хорошая тропинка", сказал он, и через секунду пропал из вида с легким хлопком. Я сначала не поняла, куда он делся, а потом просекла - упал! Гляжу - лежит вверх ногами вместе с велосипедом в яме. Пришлось доставать. Ну, я тоже не лыком шита, и лавры героя не давали мне покоя. Я тоже попыталась ехать - дорога вроде бы поровнее пошла. Но на очередной кочке мой тяжелый рюкзак мотануло в сторону, и я повторила подвиг Александра.

Спустились мы к болотине, опять переобулись в сланцы, перешли ее, и возвратились к гостеприимной речке - принимай, родная стоянка, двух недоумков! Было смешно. Какое-то время я просто лежала на земле. Потом умылись, стали готовить обед, было уже четыре часа. Забрались в палатку отдыхать, Александр задремал. Потом я его вытащила наружу, и мы долго сидели на бревне, упавшем через речку - болтали ногами, ели яблоко, пели песни, смотрели на воду, проветривались. И вот тогда я заметила, что в стороне Левихи, на пересечении ЛЭП и грунтовки, по которой мы приехали, над кустами торчат две головы - непонятно, люди это или олени. Скорее было похоже на оленей, но очень далеко, не разглядишь. Но когда они, постояв немного, побежали к лесу, стало ясно, что это точно не люди - так плавно и быстро передвигаться могут только животные.

Пора уже было ужинать. И тут мы услышали, как поблизости как будто завели мотор мотоцикла, и он стал приближаться. И со стороны Левихи на берег выехал желтый квадроцикл с двумя седоками - мужчиной и женщиной. Они поздоровались, сказали, что на Старик-Камень мы шли неправильно, надо было ехать дальше по грунтовке, переехать ЛЭП, и через два километра она сворачивает прямо на эту гору в виде лесной дороги. Причем ехать от места нашей стоянки всего 6-7 километров. Еще мужчина сказал, что эти дороги остались от вырубок, и поинтересовался, не боимся ли мы вдвоем здесь бродить - тут, якобы, встречаются медведи. Но потом добавил, что летом они не опасны. И они уехали.

Ну, мы поужинали, поставили кипятить чай, и сидели у костра. На следующий день мы планировали вернуться в Левиху. По пути пособирать грибов, если удастся, пообедать в Левихе, и сесть в Быньговском на электричку до Екатеринбурга. На Старик-Камень решили съездить в следующий раз, уже нормально, по дороге через Карпушиху. А сейчас наслаждались тем, что нашли такое прекрасное место у Шайтанки. На ночь Александр еще поплескался в речке, долго сидел у костра, любуясь ночными красотами. Причем никак не хотел одеваться, в одной футболке сидел - я боялась, что простудится. Ночь оказалась похолоднее предыдущей. У Саши замерзла спина, а мне снились какие-то тревожные туристические сны.

Утром проснулись часов в 8, я стала торопить Сашу собираться, но он все делал долго и неспешно. Собрали мы вещи, позавтракали, выпили горячего чаю, и стали прощаться со стоянкой. Причем когда убирали палатку, обнаружили, что трава, под нее постеленная, подвялилась на жаре, и издает приятный запах крепкой и душистой чайной заварки, можно подушки набивать. Поехали мы по дороге, ехать было гораздо легче, так как дул прохладный ветерок и насекомых было мало.

Когда мы выезжали на грунтовку, я увидела посередине дороги что-то, похожее на большую птицу. Я подумала, что это просто коряга. Александр остановился сфотографировать ЛЭП, а меня отправил тихонько вперед. Я и поехала. Вдруг вижу - впереди "коряги" выходит из лесу вторая "коряга" - судя по расцветке и размеру, это были тетерева или глухари. Вторая птица начала исполнять что-то вроде танца, и тут заметила меня. Ну, они шумно ломанулись в лес.

Я крикнула Саше, что здесь птицы, а он махнул рукой, что я поняла как "езжай дальше". Я поехала, а он не спеша ехал за мной. И тут с обочин дороги с треском взмыли штук пять таких же птиц, размером с индюка - они, видно, паслись здесь. Саша расстроился, что не успел их сфотографировать. Дальше мы довольно шустро ехали по дороге. Саша смотрел в одну сторону, а я в другую - это мы грибы искали, не сходя с велосипедов. Александр нашел два красноголовика.

Проехали место первой ночевки, заболоченные места. И вдруг навстречу нам показалась целая вереница велосипедистов - одни мужики. Мы немного удивились. Оказалось, что это жители Новоуральска и Аяти, едут на Старик-Камень по тому пути, о котором говорили квадроциклисты. Саша всех приветствовал. На пересечении с очередной ЛЭП мы сделали маленький привал, поискали ягод. Поехали дальше.

Переехали речку Аблей, не останавливаясь, продолжили путь. Еловый лес поменялся на сосновый. В одном месте по поваленному бревну ползал бурундук. Вдоль дороги стал встречаться мусор - мы приближались к поселку Левиха. На окраине увидели высоченную башню, или вышку пожарную. Проехали красивый цветной дом, у которого даже сарай рядом был разрисован. А в окне сидел маленький котенок и наблюдал за нами. Мимо клуба "Горняк" с заездом в магазин за колбасой и шоколадкой, мы доехали до края поселка.

Через пару километров от Левихи свернули к водоему, там пообедали, покормили мальков, отдохнули. Очень милый и уютный прудик оказался, было ощущение, что он где-то далеко от цивилизации. Когда выезжали от него, у Саши отлетела гайка багажника, мы ее нашли и стали прикручивать обратно. По асфальту доехали до какой-то своротки с надписью, что территория охраняется собаками. Вдали блестела крыша, но Саше показалось, что это водоем. Мы съездили посмотреть, нет ли там чего интересного - нет, ничего. Кировградское охотхозяйство.

Потом добрались до поселка Аник, малюсенький, в одну улицу. Заехали в него, поснимали заброшенные домики. Я любовалась роскошными цветочными лугами. Видели разлив речки Аник - болото, к которому не подойти. На проводах вдоль дороги сидели ласточки. В одном месте проехали строящуюся базу отдыха с деревянными одинаковыми домиками. На выезде из поселка Саша зашел в брошенный дом, осмотрел его. Ну, а потом мы уже двинулись к станции. На дороге увидели маленькую гадюку, попавшую под колеса.

Вскоре мы уже были в Быньговском. И оказалось, что сидеть нам здесь в ожидании поезда еще три часа! Мы опустились на газон у вокзальчика, и стали ждать. Саша, правда, еще предложил поехать до Невьянска, чтобы сесть на поезд там, но я побоялась всяких неожиданностей - колесо еще пробьешь, да и на последний поезд опоздаешь. Поэтому отказалась. Вот и сидели мы, я загорала, Александр что-то изучал в навигаторе, планировал будущие маршруты. Наконец мы дождались электричку, погрузились, и поехали до дома.

Вот так, не совсем по плану прошло это путешествие - до горы Старик-Камень мы не добрались, зато несколько дней прожили на природе, в красивом месте, у замечательной речки Шайтанки. Увидели интересные места в Левихе - клуб "Горняк" просто незабываемый! Даже трудности, вроде перехода с велосипедами через горки, только добавили впечатлений.

После этой поездки стало ясно, что не во всем можно доверять картам - не все дороги, обозначенные на них, существуют в наше время. Так что всегда надо иметь запасной маршрут. Ну, а таких мест, как Шайтанка, лесные дороги и просеки, на Урале великое множество, надо просто не сидеть дома, а побольше ездить в поисках интересного.

P.S. Кстати, на Старик-Камень Александр все же попал, но в другой раз. Кому интересно, читайте об этих приключениях в рассказе "Знал бы - не поехал. Хорошо, что не знал"

Как добраться до поселка Левиха и реки Шайтанка

Как я уже говорил, интересен не только сам поселок Левиха с заброшенными шахтами и отвалами, но и окрестности, а именно гора Старик-Камень и могила инока Павла. Об этих местах на сайте есть рассказы.

Самый лучший вариант побывать в Левихе - на велосипеде. Доезжаете на электричке до станции Быньговский, и там по дороге 14 км.

Если пешком, то также до Быньговского, а потом придется ловить попутку. Либо на рейсовом автобусе от Кировграда. Из Екатеринбурга до Левихи прямого сообщения нет.

Ну а если у Вас машина, то из Екатеринбурга до Левихи 110 км, выезд с улицы Донбасская. За день можно обернуться.