Озеро Песчаное и гора Пшеничная

Озеро Песчаное известно не только туристам, но и пожалуй всем жителям Екатеринбурга, да и других окрестных городов. Когда приходит сезон летней жары, всем хочется посетить водоемы. Шарташ и Верх-Исетский пруд слишком грязные, и у людей встает вопрос, куда же поехать, чтобы недалеко, и чтобы было чистое и удобное место для купания? Конечно, лучший вариант - Черное море, но не у каждого есть возможность слетать туда на выходные, а вот озеро Песчаное - вполне себе доступно. Именно поэтому в хорошую погоду, в выходные, дни народу там неимоверное количество, машин в лесу больше чем грибов.

Кроме озера Песчаное в тех местах довольно много интересных природных объектов, куда можно прогуляться, и не только летом. Например, гора Пшеничная, невысокая, но с любопытными скалами на вершине, похожими на стопку оладушек. Высота горы от уровня озера примерно 100 метров, и оттуда видны и Песчаное во всей красе, и даже высотки Екатеринбурга. Есть недалеко еще одно чудо природы - скала Каменные губы, о ней тоже пойдет речь на этой странице, а также разные другие достопримечательности.

Само озеро Песчаное небольшое, овальной формы, даже скорее прямоугольной, 700 на 500 метров, с твердым дном и слегка каменистыми берегами. Вода чистая, хотя и чайного оттенка, это потому что озеро соединяется с небольшим болотом, которое находится с левой части озера. Правая сторона занята спортивным лагерем УГЛТУ, есть платный пляж, а дальше пансионат УрФУ. Там же из озера вытекает малюсенькая речка Песчаный исток. И потому самостоятельному отдыхающему доступна либо ближняя часть берега, либо часть берега под склоном горы Пшеничной после этого дома отдыха УрФУ, это на противоположном берегу.

Со станции Северка, откуда начинается путь на озеро Песчаное, можно сходить также на скалы Соколиный Камень и речку Северушка. Добавлю еще, что в сезон в тех лесах много грибов и ягод.

Часть 1

Прогулка на озеро Песчаное

В этот день обещали очень теплую и сухую погоду, +20 градусов и ясно. Александр предложил съездить прогуляться на станцию Северка, и составил длинный маршрут по тамошним достопримечательностям: база практик лесотехнического университета, озеро Песчаное, гора Пшеничная, и на ней скалы в разных местах. Всего получалось около двадцатки, как раз нам ноги размять после длительного сидения дома. Места эти близко, добраться легко, и вроде бы мы туда уже катались, но почти все объекты будут для нас новыми.

Вечером я нажарила в дорогу пирожков, помыла овощи-фрукты, и легли спать пораньше. Утром встали в 6.30, чтобы успеть проснуться, умыться и сделать зарядку. Заварили термос чая, взяли еще большую бутылку кваса и 0,5 простой воды, сложили все в мой маленький рюкзак. В Сашин рюкзачок пошла одежда и покрывала для загара, а также сумка с фотоаппаратом. Еще взяли крем от солнца и спрей от клещей.

Электричка наша отправлялась в 8.48. Пока мы доехали-дошли до вокзала, прошли досмотр, до электрички осталось всего минут 10. Александр глянул на кассы, и пришел в ужас от размеров очереди. С кассиром нам не повезло, тетенька была супер медленная, как в коме. У нас уже каждая минута была на счету, но в результате мы все-таки успели купить билеты до Северки, и бегом побежали на восьмой путь.

Электричка нас дождалась. Мы вошли в вагон, перешли в другой, где свободнее - по одному человеку на сидении. И вот поезд поехал. У нас проверили билеты, на ВИЗе и Электродепо еще подсели пассажиры, и теперь уже было похоже на нормальную электричку. Вышли мы через 20 минут на Северке, я еще забежала на вокзал, уточнила у кассира, все ли поезда идут вечером без изменений, и успокоенные мы пошли в сторону озера по знакомой улице Проезжей.

Погода радовала - небо без единого облачка, тепло, воздух приятный. Рядом с нами шли люди с большой черной собакой, у которой был роскошный хвост, как страусовое перо. И поэтому нас сопровождал непрерывный лай местный Шариков и Бобиков. Мы прошли мимо двух скальных горок, сосновый лес был очень чистый, без подлеска, травы и мусора, как будто все подметено. Александр сделал первые фото. Миновали лесопилку, в этот раз она вся была заполнена штабелями бревен, в основном березовых.

Потом прошли мимо магазина, заметили слева сгоревший дом, но все надворные постройки там уцелели. Возле дома росли красивые деревья, будто специально подстриженные, они от огня не пострадали. Александр сфотографировал и это. Мы свернули налево возле красивого деревянного коттеджа, и через метров сто уже были возле дорожки, ведущей к роднику "Медвежья слеза". Здесь, у самой дороги, было озерцо, а дальше виднелась коричневая будка, построенная над родником.

Там мы решили сразу переодеться - снять штаны и надеть шорты, а то уже жарко становилось. Помазали носы кремом, чтобы не обгореть. Александр помыл руки, я попила водички, она была холодная и вкусная. Заметили даже несколько первых в этом году комаров. Сложили лишнюю одежду в рюкзаки, и отправились обратно на дорогу. На берегу озерца стояла большая береза, и с ее веток постоянно капал в воду сок, образуя расходящиеся круги на поверхности.

На дороге мы свернули направо на асфальт, ведущий к озеру Песчаное. Идти было недалеко, всего пару километров. Но сначала мы заглянули слева на территорию базы практик лесотехнического университета, там должен был быть прудик, Александр хотел его сфотографировать. Нигде не было видно людей, а прудик оказался совсем маленьким, метров 20 в диаметре, давно не чищенным, зато с горбатым мостом без перил во всю длину.

Пошли мы дальше. Кругом в лесу сновали разные птицы - от ворон и сорок до разных певчих птах. Желтые и обычные серые трясогузки, зяблики, синицы, множество дроздов... И все они пели и свистели, создавая весеннюю музыку леса. Мы дошли до длинного придорожного озерца, где в прошлый раз видели тритонов. В этот раз их не было, зато много было скоплений лягушачьей икры. И в сухом тростнике вдоль дальнего берега звучал приглушенный хор лягушек, будто булькало что-то.

Прошли мимо выселок - небольшого хуторка с двумя-тремя домами и сараями, там стояла пара машин, бегали две собаки - белая и черная. И вскоре мы уже пришли к месту, где дорога уходила правее, огибая горку, а пешая тропа вела напрямик через нее к озеру. Здесь было место для стоянки, где люди оставляли свои машины. Мы поднялись по тропе среди соснового леса на горку, откуда уже было видно озеро, и встретили пожилую восторженную даму, которая несла несколько веток хвороста.

Она предложила нам прочитать стихи об озере Песчаное собственного сочинения. Мы не стали отказываться - надо же порадовать старушку вниманием. Выслушали несколько строк о "золотых нитях", "лазури" и "прозрачных водах", поблагодарили автора, пожелали ей хорошего дня, и отправились вниз, к воде. Она, надо сказать, была синего цвета, поскольку в ней отражалось чистое небо. Красота неописуемая! Кругом никого! Видимо народ еще не проснулся...

На первой поляне подошли к озеру, Александр снял пару кадров, я вытряхнула камушек из кроссовка. Вода в озере была чайного цвета, не прозрачная, все дно видно, оно из светлого песка, а на нем лежит слой темных прошлогодних листьев. Здесь задерживаться мы не стали, пошли к пирсу, где Саша довольно часто загорал раньше. Прошли сквозь дырку в заборе, поднялись на лестницу, и по ней спустились на пирс.

Он встретил нас музыкальными звуками - при каждом шаге раздавался мелодичный скрип, как будто кто-то на духовых инструментах играет. На пирсе сидели два рыбака. С другой стороны торчала маленькая беседка, или будка. Было так тихо, будто ранним утром, когда все еще спят. Только на противоположном берегу мы заметили людей, и Саша сказал, что нам тоже надо будет туда дойти, глянуть, можно ли туда с палаткой приезжать.

Потом пошли дальше по берегу, уже по территории разных баз отдыха, где были большие поляны для пикников, огороженные места для отдыха, беседки какие-то, но все довольно потрепанное. Зато радовало, что совершенно нет людей, и тишину нарушают только птички да шум ветра в соснах. На каменистом пляже следующей базы, правда, была одна семья - мама и двое детей. По контрасту с нами, одетыми в шорты и майки, они были наряжены в штаны, куртки, сапоги и шапки, что в такую жару смотрелось довольно странно. С ними же была собачка, такса, вот она отрывалась вовсю, плавая далеко по озеру, выбегая обратно на берег, и энергично отряхиваясь.

Здесь мы увидели дощатый длинный помост, на котором был построен навес со столом и скамейками, он и небольшой участок берега были огорожены, и значилось, что это платное место для отдыха. Но сейчас плату брать было некому, так что мы решили там посидеть и перекусить. Я достала Саше вареное яйцо, а себе - морковку и чай. Погрызла, запила горяченьким. Александр сделал несколько снимков озера и берега, и мы отправились дальше обходить водоем.

Когда мы подходили к семье, в небе послышался грохот - это летели истребители, сначала два, потом еще четыре. И пока я на них смотрела, мне в колени уткнулось что-то холодное и мокрое, и еще колючее. Я испуганно поглядела на свои ноги, а там стоит на задних лапах такса, только что из воды, встала мне передними лапами на коленки и поскуливает - погладить просит. Ну, я засмеялась, и ее приласкала, конечно. Очень милый песик, пожилой, но дружелюбный.

Александр в это время сфотографировал четверку истребителей в синем небе, и мы направились к двум вышкам, типа спасательных, повыше и пониже, хотели взобраться на них, сделать фотографии озера сверху. Но на высокую залезть не смогли, там ступеньки уже в воде начинались. Так что мы полезли на ту, что поменьше. Она немного покачивалась, и вообще стояла не совсем ровно. Но с вершины открывался хороший вид на берег.

Спустившись, мы обнаружили, что с территории этой базы на соседнюю пройти по берегу нельзя, все загорожено высоким забором с острыми штырями наверху. Но зато на решетке были поперечные планки, и мы подумали, что перелезть у нас получится. Сначала это сделал Саша, потом я передала ему рюкзак. По той стороне шла женщина с ведром, и Александр ее остановил, спросив, можно ли здесь пройти по берегу дальше. Но та ответила, что здесь работает, с территории никуда не ходит, и ничего не знает. Только видела, что люди, вроде бы, ходят дальше.

Александр вернулся к забору, взял у меня рюкзак, я бодро поднялась наверх забора... и поняла, что перелезть не смогу. Штыри были острые, и такой высоты, что держаться за них было неудобно, слишком низко, а забор слегка наклонный, можно потерять равновесие, и зацепиться за штырь, а то и сесть на него. Я подумала, что такие приключения нам сегодня ни к чему, и сказала что поищу другое место, чтобы перелезть. Александр пошел по одной стороне, я - по другой.

Еще пару раз я пробовала, но не получалось. Дальше уже начинался забор базы, отгораживающий дорогу, он был пониже, но там все прутья решетки были перемазаны солидолом - именно на такой случай. Но я все же обнаружила место, где у забора лежала куча больших камней, с той и с другой стороны. Там Александр, перелезший уже наружу, дал мне руку, и я оказалась на свободе. Теперь нам надо было идти по дороге в сторону базы УрФУ, пройти его и выйти на "дикий" берег, где мы видели людей.

Дорога вела мимо баз отдыха, и мы сначала свернули на тропинку через лес - думали срезать немного, перейдя через речку, что вытекает из озера Песчаное. Речка была узкая, перейти можно, но нас смутило то, что на другом берегу мы не увидели продолжения тропы. А бродить по дебрям, собирая клещей, не захотели, так что вернулись на дорогу. Там мы дошли до развилки, где направо дорога шла куда-то на Аять, а налево - к пансионату. Вот туда мы и пошли.

Навстречу нам проехал КАМАЗ, а потом мы увидели ворота, они были открыты, рядом припаркованы несколько легковых машин. Пока Александр снимал ворота и вывеску, с территории выехала машина, и водитель спросила нас, нет ли здесь нашего автомобиля, а то сейчас начнут дорогу отсыпать, и выехать будет затруднительно. Мы его успокоили, сказав, что мы пешком. Тут он смекнул, что мы собираемся идти по территории, и попросил нас в ворота не заходить, так как все закрыто, а он директор. Сказал, что есть тропа в обход вдоль территории пансионата.

Мы спорить не стали, свернули и пошли по лесу обходным путем. Тропа была хорошо натоптана, идти удобно. Как раз и территорию посмотрели. Ну, как-то для Уральского Федерального университета слабовато, все домики старенькие, потрепанные, хотя их и много. Везде в домах копошились люди, наводя весеннюю уборку - вытаскивали проветриваться матрасы, мебель, выносили разную рухлядь... Скоро забор вообще кончился, и Саша пошел по тротуару внутри, чтобы сделать фото.

Потом пансионат закончился, и мы подошли к нескольким маленьким компаниям, сидевшим на берегу. Две пожилые тетушки, подумав, что мы сядем рядом, предупредили нас с милой улыбкой, что собираются купаться голенькими, но мы их успокоили - пойдем дальше по берегу. Кстати, берег здесь был хорош - с другой стороны озера он казался крутым склоном, но на самом деле вдоль воды было достаточно пологого места даже чтобы палатку поставить, да и на самом склоне тоже хватало горизонтальных ровных площадок. Сосновый лес чистый светлый, ковер сухой хвои такой желтенький... И везде вход в воду прекрасный, песчаное дно с небольшими камнями по периметру. Чем-то на Карелию похоже.

Прошли мы мимо немногочисленных отдыхающих дальше, и метров через 15 увидели интересное сооружение: на площади примерно 3 на 3 метра были навалены булыжники, между ними все в угле, видно, разводили большой костер, и с трех сторон этого каменного очага построены из толстых бревен то ли скамьи, то ли столы - по высоте не поймешь. А рядом, ближе к воде, под деревом, здоровенная куча золы. Мне пришла мысль, что здесь делали "походную баню". Еще поблизости лежала лопата, и виднелся желоб от ручья, стекавшего когда-то по склону, наверное от талой воды.

Чуть дальше еще две неуклюжие скамьи сооружены и костровище поменьше, тоже с лавочками. А за ними плоский, подходящий для стоянки берег заканчивался, склон подходил ближе к озеру, оставляя только место для тропинки, да и вход в воду здесь уже был не очень - какой-то заросший, с кочками. Мы решили взять на заметку эти лавочки, на них потом пообедаем. А пока идем дальше по берегу Песчаного, чтобы разведать, что там еще интересного есть.

Прошли мы еще метров 100-150, открытая вода озера кончилась, теперь тропа шла вдоль заболоченного участка с кустами, кочками и березками. И в воде ярко зеленела какая-то мелкая растительность. Тропа заворачивала чуть влево, видимо, огибая озеро полностью, и она была достаточно сухая, лужи встречались редко. Мы вспугнули четырех уток, они парами разлетелись от нас. В кустах над водой порхали мелкие птички. Еще мы видели странный четырехугольный колодец, укрепленный бревнышками. Может, это был родник, сейчас пока залитый весенним половодьем.

Здесь мы решили уже поворачивать назад, и идти обедать, ведь нам еще на гору подниматься и искать скалы. Дошли до скамеек, сняли рюкзаки, и для начала нам захотелось охладить ноги в озере, а то в кроссовках было жарко. Я разулась, и вошла в воду. Смотрю - лягушка сидит. Я взяла ее под брюшко и подняла на ладошку. Она не возражала. Я понесла показать ее Александру, погладила по спинке пальцем, и она смешно пискнула, или может закудахтала. Потом я ее отпустила обратно в воду, и она уселась там же, как ни в чем не бывало. Совсем не боится людей.

А вода была холодная, долго стоять не получалось. Так что я минут пять только вытерпела, зато ноги стали, как новые! Потом реанимировать ноги отправился Саша, и заметил, что лягушка там не одна - их было четверо, и еще икра отложена. Когда самая крупная лягушка заметила Сашину ногу, она на нее кинулась, обхватила лапками, и стала... кусать! Я такого никогда не видела. Зубов у нее не было, так что это было не больно, а только смешно. И дальше мы лягушек по одной доставали из воды и гладили по спинке, чтобы они пищали. А последняя так обхватила Сашину руку, что ее еле сняли, она не хотела с ним расставаться. Может, потому что у нас руки теплые, и им погреться хотелось, не знаю.

Пообщавшись с милыми земноводными, мы пошли обедать. Сели на удобную скамейку, я достала Александру пирожки, а себе овощи и немного колбасы, налила чайку, и под пение птиц мы подкрепились. Потом я еще позвонила по видеосвязи маме, и показал ей озеро, она очень образовалась - именно здесь в детстве она научилась плавать в пионерском лагере, и любила эти места.

Продолжение рассказа о прогулке на озеро Песчаное и гору Пшеничная

Как добраться до озера Песчаное

Добраться до озера Песчаное не составит труда. Самый простой способ - это электричка, всего полчаса, и Вы на станции Северка. Нужно пройти немного влево, до улицы Проезжая, и по ней идете через весь поселок. Затем она перетекает в улицу Лесная, доходите до конца, там будет красивый дом из бревен, поворачиваете налево, и сразу за небольшим водоемом развилка. Налево - на скалы Соколиный камень, направо - к озеру Песчаное. За этим водоемом родник Медвежья слеза.

Когда дорога приведет к подножию небольшой горки, там еще будет полянка, где люди машины оставляют, так вот, дорога поворачивает направо, а прямо ведет тропа. Нужно пройти еще по тропе, и Вы на берегу озера Песчаное. Весь путь от станции около 4 км.

До Северки легко добраться и на велосипеде. Либо через Сортировку и Палкино, либо с улицы Металлургов, мимо Икеи. И кстати, прямо у станции находятся Северские скалы, туда можно забраться с улицы Проезжая, и вид оттуда далеко во все стороны.

А еще можно пройти от Северки до станции Исеть, это около двадцати километров. Однажды мы так ходили, и видели по пути много интересного. Подробности в рассказе "Весенняя прогулка от Северки до Исети (скалы Губы, Привидение, Башмак, и другие)"

Карта озера Песчаное, горы Пшеничная, и других интересных скал

Фотографии с прогулки на озеро Песчаное и скалы на горе Пшеничная