Полевской - Лавровка - Ревда

Велосипед - замечательная вещь для путешествий. Он дает возможность пройти маршрут, который пешком преодолевать намного дольше и труднее, да и физически это намного легче, ведь рюкзак едет не на плечах, а на велобагажнике. И поэтому на моем сайте есть довольно много рассказов именно о путешествиях на велосипеде.

На этой странице я предлагаю Вашему вниманию рассказ об одном из таких путешествий по маршруту: Косой Брод - Полевской - Зюзельский - гора Азов - Лавровка - Краснояр - Мариинск - Ревда. Несмотря на то, что в километрах это немного, всего около ста, маршрут интересен тем, что по пути много любопытных объектов. В некоторых пунктах я уже бывал, например, в Лавровке, о поездке можно прочитать в рассказе «До Лавровки, или зайцы атакуют».

Также я ходил пешком от Полевского до горы Азов, об этом тоже есть рассказ. Места эти связаны с жизнью и творчеством писателя Павла Бажова, в сказах которого воспеты и Полевской, и Мраморский, и гора Азов, и где-то в этих краях он разместил свой "Синюшкин колодец"...

Ну а о маршруте: до станции Косой Брод легко доехать на электричке, и также на ней вернуться от Ревды в Екатеринбург. Процентов 80 всего маршрута - хорошие дороги с асфальтовым или твердым грунтовым покрытием. Единственный сложный участок - последние семь километров от Зюзельского перед Лавровкой, там сплошные колеи в глине, грязь и лужи. Так что лучше для поездки выбирать сухую погоду.

Это третья часть рассказа. Начало тут

Велопутешествие по маршруту

День 3

Встали в 7 утра с копейками - раньше я просто не смогла, так измучилась вчера. Зато сегодня чувствовала себя хорошо. Мы скорее сделали зарядку, подвигались, и стало еще лучше. Кругом была красота, чудесная полянка, таинственный вход в лес - там все было мокро, тенисто... Мы разложили тент и палатку на просушку, позавтракали и стали собрать вещи. Надо было поторапливаться, путь до Ревды неблизкий.

Со стоянки выехали в 9.15, неумытые, конечно. По дороге найдем какую-нибудь воду. Ехали по основной дороге, там было сначала одно фермерское хозяйство "Даниловка", где сквозь ряды молодых сосенок просвечивала поляна с домиками, возле них пара собак, машины. Саша предположил, что там у них есть выход к речке Ревда. Потом вдалеке было еще одно фермерское хозяйство, но его мы уже совсем не рассмотрели. А дальше пошла лесная дорога, очень живописная этим летним теплым утром. Небо ясное, трава зеленая, пчелки-бабочки летают... В одном месте видели на дороге безногую ящерицу-медянку, с мизинец толщиной и сантиметров 10 в длину.

Потом вдали на дороге заметили большой черный предмет, и он пошевелился. Зверь? Но этот объект нас услышал, и поднял голову на длинной шее. Это был огромный глухарь! Он тяжело взлетел, пересек дорогу и скрылся в лесу. Удивительно, как он с таким размахом крыльев летает между деревьев.

Мы все искали место, где умыться. И вот на одном подъеме засекли внизу речку. И к ней даже был спуск, если вернуться чуть назад. Мы туда съехали. И оказались на берегу речки Ик, странное такое название. Она протекала в огромной, метра три в диаметре, трубе под дорогой. Вода была чистая, прозрачная, речка распадалась на два рукава и образовывала широкий заливчик. Глубина там была даже по грудь, и на дне песочек. Мы очень обрадовались - сейчас поплескаемся!

Саша еще сходил по тропинке, и там обнаружил в темном еловом лесу потайную стоянку, хорошо оборудованную, со столом, скамьями и костровищем. Рядом росла кучка грибов. И дальше уходила широкая утоптанная тропа. А ели кругом старые, мощные... Я пока помылась, умылась, почистила зубы и достала грушу. Мы ее съели напополам. Александр тоже вошел в воду умываться, а я пока нашла удачную точку для фотоснимков трубы, купающегося Саши и речки. Он так увлекательно кряхтел и покрикивал в холодной воде, что я позавидовала, и тоже решила окунуться. Холодная вода меня ух как взбодрила!

Мимо нас, очень близко, и низко над водой, постоянно пролетела какая-то птичка, и покрикивала звонким голосом. Видно, у нее где-то здесь было гнездо. Сначала мы думали, что это зимородок, но потом разглядели, что окрас совсем другой: тело бежевое, а на крыльях и хвосте более яркие пятнышки - черные, рыженькие, еще какие-то, так что, скорее всего, оляпка... А в воду ныряла она за рыбкой точно как зимородок! Место было замечательное!

Примерно через час поехали дальше, отдохнувшие и освеженные. Скоро начались поля, где земля была продана под "родовые поселения". На табличке видели надпись "Поселение "Благодать", еще какие-то... На просторных участках кое-где виднелись достаточно новые, но скромные и небольшие домики, чаще покупные. А на земле еще толком ничего не росло, грядок было мало... Кое-где куры-петухи бродили. Ехать здесь было очень приятно, открытые солнечные места чередовались с тенистыми перелесками.

Так, любуясь летними пейзажами, мы въехали в Краснояр, и здесь начался асфальт, покатили легко! Дома были разнообразные, многие с претензией на особое архитектурное решение, и все явно недешевые. Участки ухоженные, машины хорошие стоят у ворот... А вот людей почти не видно нигде. Мы заметили объявление, что продается участок земли 15 соток - полмиллиона рублей! Да, недешево... Ну, кругом красота, конечно, и место у поселка удобное, и от Екатеринбурга недалеко...

Краснояр мы проскочили по улице Рабочая, не останавливаясь. Между ним и Мариинском тоже стояли дома, не относившиеся ни к тому, ни к этому населенному пункту. А через полкилометра начался Мариинск. Недалеко от въезда, на улице Клубная, нам попался магазин "Софушка", там как раз разгружалась машина. У магазина стояла скамейка, и мы подумали, что неплохо бы здесь пообедать, особенно, если нам дадут кипятка.

Прислонили велосипеды к ограде, Саша спросил у продавщицы горячей воды, и она сказала, что сначала примет товар. Так что мы подождали пять минут, получили горячий чайник, заварили лапшу, каждому по пачке, добавили туда напополам банку тушенки, и получили сытный обед. Я еще потом купила нам по мороженке - в такую жару очень даже кстати. И на обратный путь - немного печенья. А Александр увидел в магазине половину арбуза, и сразу его захотел, но это была огромная половина!

Пока мы обедали, к нам подошел парнишка, прибывший сюда на маленьком спортивном мотоцикле. Он спросил, увидев наши большие велорюкзаки, откуда и куда мы едем. Сам он был весь экипирован с головы до ног - налокотники, наколенники, шлем... Мы ответили, что из Екатеринбурга, и ехали от Косого Брода через Лавровку, и уже пошел третий день пути. У него глаза стали большие и удивленные. Парень сказал, что хотел как-то проехать от Краснояра до Лавровки на велосипеде, но решил, что такое расстояние (18 км) не одолеет... Я пожелала ему тренироваться.

Собрались мы, и поехали дальше. Свернули на улицу Спартака, и двинулись к плотине пруда. Там был построен храм Во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца с дополнительными строениями - типа, воскресная школа, приют для паломников... Мы проехали мимо здания администрации поселка, клуба, памятника воинам Великой Отечественной. Остановились, чтобы сфотографировать храм - он был красивый, похож на терем. А потом поехали к плотине и мосту. Там, как всегда, летали стаи ласточек-береговушек.

Слева пруд очень сильно обмелел, там и здесь виднелось дно. Мост, проходящий по дамбе, обновили, теперь он стал удобным и безопасным. С высокого берега мы посмотрели на остатки старой плотины - из глины торчали почерневшие бревна. А вид на Мариинск, Храм, пасущихся коров, лес вдали был потрясающий! На столбе, к которому Саша прислонил свой велосипед, мы заметили крупную ночную бабочку - бражника. Он был сантиметров 10 в длину, мохнатый, серый, и на спинке изображено что-то вроде черепа.

Оттуда мы еще поехали на Максуновский родник, это надо было от храма налево по улице подняться. Набрали там холодной вкусной воды, намочили Александру бандану, и нарядили его в майку, чтоб окончательно не обгорел. Пока выезжали из Мариинска, сделали снимки интересных красивых домов, один с большим балконом с ажурной решеткой. Было почто все время в горку, и очень жарко. В самом конце я уже попросила идти пешком, по теневой стороне. Миновали стелу "Мариинск. Основан в 1783 году". Прислонили велосипеды к столбику, присели на бревнышко, и наговаривали там на диктофон. Я как раз остыла немного, и отдохнула.

В 14.40 мы выехали в сторону Ревды. Ехали уже быстрее, хотя поначалу асфальт был весь в заплатах и трещинах. А спуски крутые, так что на скорости сильно подскакиваешь. И местами еще край асфальта возвышался над обочиной сантиметров на 10, так что надо было очень внимательно ехать, чтобы колесо не соскочило, а то улетишь нафиг... Машин было не много, но и не мало. Ближе к Ревде еще стали КАМАЗы проноситься, и за ними воздушная волна такая неслабая, только держись! И еще пыль и песок с них летит... Но видали мы дороги и похуже.

Ближе к деревне Ледянка асфальт стал приличнее, ехать стало легче. Справа все тянулись водоемы - Верхнемариинский пруд, Мариинский, Ревдинское водохранилище... Красиво очень. И лес был тоже красивый, сосновый, правильный. И поля-луга широкие под синим небом. Удивительно живописно! Жара только выматывала, а так замечательно. Пересекли речку Горелка. Я была просто счастлива, что голова не болит, и я могу мчаться на велосипеде, и смотреть во все глаза.

Вот подъехали мы к деревне Ледянка, Александр предложил туда завернуть. Я согласилась в надежде найти там тень и отдых. Саша хотел найти там какой-то гостевой дом "Ледянка", посмотреть. Мы въехали по дорожке напротив автобусной остановки, и попали прямо на Проспект - так называлась улица. Оказалось, что деревня большая, и улиц там много, а где искать этот дом - непонятно. Застройка там была густая, и видно, что поселок дачный, в основном. Многие дома еще строились.

Осознав, что деревня большая, и поиски гостевого дома могут затянуться, я попросила перенести это мероприятие на следующий раз. А сейчас просто попить воды в тени, передохнуть, и поехать в Ревду, чтобы успеть на электричку. Александр спрашивал многих, как найти, но никто не знал ни улицы, ни дома. Так что он согласился со мной. А названия улиц здесь все больше были цветочные - Фиалковая, Ромашковая... Мы немного остудились в тени дома, и поехали обратно к трассе.

Снова тянулись вдоль дороги широкие поля, на некоторых лежали рулоны сена, на других паслись стада коров... Недалеко от этих полей Саша углядел у дороги яблоньку, усыпанную довольно крупными красными ранетками. Посажена она была в честь кого-то, погибшего на дороге. Александр свернул к деревцу, и нарвал полные карманы крепких яблочек, они оказались очень вкусными, спелыми. Поехали дальше, уворачиваясь от КАМАЗов. Навстречу попался автобус номер 103 Ревда-Краснояр.

Было много подъемов, которые мы одолели верхом на велосипедах, и много длинных спусков, где можно разогнаться. Одно время над Сашей все кружился коршун, я даже стала опасаться, что он его сейчас сцапает и унесет... Александр сверялся с навигатором, сколько километров и времени осталось до Ревды. Выходило, что мы успеваем на поезд в 17.25.

И вот мы уже въехали в пригород Ревды, поселок Починок. Довольно долго по нему ехали вдоль складов и промзон. Но сначала остановились в лесочке и немного охладились под елками, да съели по половинке груши. Дальше проехали крутой поворот, и на нем, на улице Луговой, Саша сделал фото интересного домика - он стоял ниже дороги, имел два этажа, балкончик, мансарду, во дворе грядки с зеленью - все небогатое, но очень милое. Шумно только там жить, машины постоянно едут.

Потом был затяжной подъем, где пришлось пыхтеть, потом спуск... По городу долго ехали по улице Горького, доехали до памятника Ленину справа, а слева был старый дом сталинской постройки. Мы свернули в сторону вокзала, и теперь ехали по чистеньким и скромным провинциальным улочкам с двухэтажными домами. Светофоров почти не было. Пришлось объехать дорожные работы, и скоро мы добрались до вокзала.

Был он странный. С одной стороны ступеньки и нет спуска вниз, пандуса. Мы объехали здание слева, я оставила Александра с велосипедами на скамейке на улице, а сама хотела войти в здание, но мне сказали, что здесь входа нет, а надо снова обойти здание, и войти там... Ну, зашла я на вокзал через досмотр, подошла к кассе, и купила билеты. Но не сразу. Пенсионеру приспичило поменять какой-то штрих-код, и я долго ждала, пока он искал то паспорт, то пенсионное удостоверение, потом пока кассир одним пальцем вбивала данные...

Я вернулась к Саше, и он сообщил, что проехали мы за эти три дня 108 километров, причем сегодня 44. Мы немного посидели, увидели, что электричка уже стоит на первом пути, и направились к вагонам. Александр прикинул, куда примостить велосипеды, и мы загрузились. Рюкзаки поставили отдельно, мой велосипед поставили слева просто на пол, а Сашин привязали тесемкой к решетке над окном справа, на одном колесе.

В вагоне было довольно жарко, и душновато. Хорошо, что скоро поезд пошел, и людей в нем было мало. Но все равно у меня снова начала болеть голова. Выпила анальгин - не помогает! Тогда я положила голову на руки, а руки на колени. Потом Александр меня отправил на скамейку, где стоял мой рюкзак, и я там прилегла, и заснула. Проснулась уже от объявления "Площадка ВИЗ". Всю дорогу проспала! Зато голове стало полегче.

Александру ехать было не так комфортно - тело после велосипеда протестовало, требовало продолжения движения. Да еще на него сон навалился, и он носом клевал. А спать он не собирался, надо же за вещами следить. Тогда он в тамбуре на остановке полил водой голову. И так несколько раз - это временно помогало. Уже и яблоко ел, и в окно глядел...

На вокзале мы прибыли на вторую платформу, и там нет выезда на выход без досмотра. Мы спустились на платформу, и нам пришлось объехать все пути в другую сторону, вернуться на выход без досмотра, и поехали уже к проспекту Космонавтов. Такое впечатление, что эти железнодорожные чиновники, стремятся как можно больше неудобств придумать для пассажиров. Конечно, сами-то они на паровозах не ездят. Абсурд, да и только.

Что можно сказать об этом путешествии - для меня необычного и интересного, вроде, было не так много, как в других поездках. А вот Саше все очень понравилось - в день надо было проезжать немного, так что все успевали посмотреть. Побывал он в местах, которые посещал раньше - гора Азов, Зюзельский, Лавровка... К тому же, посетил места, куда ранее не попадал - Малый Азов, озеро Церковное, карьеры... Погода была замечательная, насекомые нас не кусали. Были и неожиданности - например, участок раздолбаной дороги до Лавровки. Саша что-то не помнил, чтобы он был таким засадным раньше... В общем, все хорошо.

Интересная информация о названиях поселков на маршруте

Косой Брод - еще до появления поселка, в этих местах был брод через реку Чусовая. Брод был наискосок, так и пошло.

Полевской - название произошло от речки Полевая, в которой мы умывались на второй день. Саму речку назвали, как мне кажется, из-за полей, покосов...

Зюзельский - одно из преданий такое: раньше в этих местах были болота, а по местному, болото - жижа, или жижелка. Затем, скорее всего башкиры, это название переделали на свой лад, и "ж" заменили на "з". Получилось зюзя - зизя - зизелка, ну а дальше понятно. Вторая версия - это название реки Зюзелька, которая в этих местах протекает. Она совсем маленькая, и даже не на всех картах отмечена. Ну а кто реку так назвал, уж и неизвестно.

Лавровка - сначала это поселение называлось Полевское, в 1965 году его переименовали в Лавровку. Затем недалеко от Лавровки возникли домики не то лесозаготовителей, не то животноводов, и этот хуторок стали называть Малая Лавровка, ну а Лавровку соответственно Большой. Малая Лавровка в конце восьмидесятых сгинула, ну а Большая так и осталась. Кстати, старожилы мне рассказывали, что в Лавровке бывал Ельцин, и он там уху ел.

Краснояр - ну тут все просто, красный - значит красивый.

Мариинск - тут без Демидовых не обошлось. На реке Ревда был основан завод, принадлежащий некой Марии Демидовой, не то жене, не то дочери какого-то из Демидовых. Кстати, остатки заводской плотины из лиственницы тех времен еще можно посмотреть в Мариинске.

Карта нашего велопутешествия от Полевского до Ревды через Лавровку

Что интересного мы видели в этом путешествии