Скалы Старик-Камень, недалеко от Краснояра

Старик-Камень - небольшая скала в живописных лесах в окрестностях Краснояра, не шибко известная среди туристов, но вполне достойная посещения. Скалы эти невелики, но есть в них какое-то притяжение - с открытой вершины над обрывом можно любоваться зелеными просторами Уральских лесов, ведут туда довольно проходимые дороги от разных населенных пунктов, и рядом есть место для лагеря.

Дрова вокруг этой стоянки выбраны начисто, но, стоит обойти Старик-Камень, и там просто склад дров - обширные залежи сухого валежника. С водой, правда, проблемы. У самой скалы никаких источников нет. А вот по пути туда воды набрать можно, вдоль дороги примерно до середины лета журчит множество ручьев. Ну, а если Вы идете уже в сухую летнюю пору - лучше не поленитесь набрать воды на Платониде, в роднике или речке Ик, и принести с собой на Старик-Камень.

В тех лесах разнообразная растительность, весной можно набрать черемши. И зверья там живет немало, в этот раз мне удалось снять на видео зайчонка, видел много лосиных следов, и даже лосиный череп. Глухари и тетерева тоже не редкость, летают и хищные птицы, и певчие птахи.

Мне давно нравятся те места, в которых много интересных и несложных маршрутов, люди встречаются редко, и потому леса эти сохранили еще некую таинственность и дикость. Кроме того, попасть в эти края нетрудно, от Ревды ходит автобус, а от Мариинска или Краснояра дойти пешком не составляет труда, при этом пользуясь хорошими лесными тропами. Вот потому, как только позволила погода, мы с товарищем отправились открывать туристический сезон на Старик-Камень. С собой я взял видеокамеру, чтобы все интересное по пути запечатлеть на память.

Весенняя прогулка на Старик-Камень

Часть 1

В этот раз на Старик-Камень я пошел с Денисом. В интернете без труда узнал расписание всякого транспорта: в 7.41 идет электричка из Екатеринбурга, прибывает в 8.57 в Ревду, а в 9.10 от ж.д. вокзала идет автобус на Краснояр. Все очень удобно, чтобы успеть пересесть, вот если бы автобус стартовал от автовокзала - не успели бы на него, он на другом конце города.

Вставать пришлось рано, в 6 утра, но я собрался с вечера, так что надо было лишь умыться и одеться. Рюкзак взял "Татонку" на 70 литров, который недавно мне подарили мои клиенты, загрузил его под завязку палаткой, спальником, котелком и продуктами. Завтракал уже в электричке. При этом Денис прибыл на вокзал аж за 40 минут до поезда! Я еще в метро входил, а он уже оттуда звонит...

В электричке людей было совсем мало, так, пара садоводов. Так что до Ревды доехали с комфортом. Спросили на площади у вокзала, где садиться в автобус на Краснояр, погрузились в него, заплатили и поехали. За час доехали до деревни Краснояр, автобус шел не спеша. Там я сделал первые кадры видеосъемки. Погода была хорошей, солнечной, облаков на небе немного. С горки открывался вид на долину реки Ревда, пасущихся коров. Немного нарушал эту идиллию активный молодой бычок, оглашавший окрестности громким ревом.

Вошли в лес, где запахло хвоей и ягодами, сыростью и свежестью. Метров через 500 встретился первый ручей, который мы спокойно перешли. Я еще воды там набрал. Нас сопровождало несколько комаров, но не злых. Они, в основном, ползали по нам, но не стремились кусать. Шапочку, правда, я от них надел на всякий случай.

Прошли еще немного - снова ручей. И снова через дорогу - разлив метров на 10. Земля, подстилка вся влажная, ноги в нее проваливаются. А потом просто цепью пошли затыки и засады - все эти затопленные места, огромные лужи на дороге, каждые сто метров. Приходилось думать, с какой стороны обходить всю эту красоту. А обход - по лесу, там надо через елки продираться, хвоя за шиворот падает, коврик туристический снаружи прикрепленный об ветки царапается... В одном месте Денис провалился, ногу промочил, в другом месте - я.

Наткнулись на застрявший в колее трактор "Беларусь", вокруг него суетилось несколько мужчин. А дальше открылась большая делянка, где тоже были люди. Они арендовали участок леса на 50 лет, и теперь ходили, вырубали деревья там, где они достигли возраста 100 лет и более. Но по правилам в таких местах надо почему-то вырубать весь лес, прямо квадратом, не только сосны, но и березы. Сосны - коммерческий лес, на продажу, а березы - сжигают. То есть даже не на дрова! Это, говорят, невыгодно - их срубать, пилить, вывозить, ценой продажи не окупается... Чепуха какая-то, темнят мужики чего-то.

На ноги я надел бахилы, чтобы не сильно запачкать штаны, да и от клещей. Вот только ноги в них вспотели. Шли мы медленно, привалов не делали, и пока, вроде не устали. Дорога, несмотря на повышение местности, лучше не становилась. А вот жара усиливалась, спасала только тень леса.

К 15.40 мы перешли уже немереное количество ручьев, а потом лес поменялся - стало суше, пошел ивняк. После него мы решили сделать небольшой привал, прямо на дороге, на которую вышли. Но вместо 30 минут просидели целый час - сначала ели (вкусную курочку), потом Денис на руке клеща нашел (хорошо, он присосаться не успел). Потом еще одного клеща с рюкзака снял. Затем сходили до ручья, руки помыли. Проверились на клещей, и пошли дальше.

Посмотрел я на ту кошмарную дорогу, по которой когда-то с велосипедами на Шунут шли, и удивился, как это мы ухитрились 20 километров по ней шкандыбать. Сейчас я бы не пошел, да еще с велосипедом! Перед выходом, на повороте, с дороги взлетела большая хищная птица, видимо, беркут - размах крыльев чуть не на всю ширину дороги.

Первые километра два грунтовка была вся в лужах, и снова приходилось нам вилять по обочинам, но потом все наладилось, путь пошел слегка в горку. По левому краю дороги в канавке журчала живая, веселая речка, потом такая же бежала справа. Был даже небольшой водопадик, а потом они все перевалили на левую сторону через дорогу, залив все вокруг на много метров приличной глубины водой. Так что пришлось нам разуваться, и босиком переходить это озеро. А ближе к вечеру активизировались комары, да к тому же лес вокруг шел уже не хвойный, а лиственный. Мы подустали, особенно плечи от рюкзаков и ноги от колдобин.

Прошли мимо тропы, которая ведет на Шунут и к дому отшельника Владимира. Там так и висела табличка с надписью, но мы туда сворачивать на стали - время поджимало, да и отшельник там больше не живет. Так что вскоре мы дошли до Платониды, где все было как раньше. Единственное отрадное изменение состояло в том, что кто-то ликвидировал огромную кучу мусора, которая встречала путников. И, может быть, это даже произошло благодаря моей публикации на сайте, где я предлагал владельцам машин сделать доброе дело и при посещении Платониды понемногу забирать с собой скопившийся мусор.

Когда мы входили на поляну, там на камнях сидели двое туристов, но, как только нас увидели, сразу взяли рюкзаки, и удалились в сторону Краснояра. Так что спросить у них, кто это и откуда, не удалось. Стала раза в два больше куча камней, которые люди складывают здесь в искупление грехов или что-то в этом роде. Внизу построили деревянную загородку для переодевания и лавочку. Но различные ненормальные развешивают повсюду на кустах и деревьях лоскутки ткани, личные вещи типа носков, перчаток, маек, трусов - и отчего-то думают, что это поможет сбыться их желаниям. Дурь необъяснимая. Поэтому берег вдоль реки смахивает на бомжатник. Тряпки-то ведь уже все грязные, истлевшие...

На Платониде мы немного отдохнули, попили воды в роднике. Я походил, поснимал окрестности, а Денис полежал на коврике, чтобы отдохнула спина. Слегка мешали комары. Три креста на могилах стояли по-прежнему, но один уже основательно подгнил. Там, где паломники молятся, поставили новый крест. Поблизости была оборудована стоянка со столом, лавками и костровищем.

Перед выходом на Старик-Камень я набрал воды, сполоснул ноги и умылся. В это время к поляне подъехал на коне мужичок с бородой, просто, по-деревенски одетый. У конька хвост был зачем-то подвязан. Мужичок взял две большие бутыли и пошел набирать воду в роднике. Я подошел познакомиться. На вопрос, откуда он - из Краснояра, или еще откуда, он ответил, что из Сибири. Я удивился - что, прямо из Сибири на лошади приехал? Он засмеялся - нет, это он родом из Сибири, а живет в Краснояре. Мы еще спросили, пройдем ли мы по прямой тропе на Краснояр от Платониды в нашей обуви, но мужичок сказал, что там полно воды, ручьи разлились, только в сапогах пройти можно.

По дороге мы еще завернули к избушке на другом берегу речушки, я ее поснимал немного. Дверь была открыта, на подоконнике лежали соль и спички. Видны были полати человека на четыре, печка с камнями. Рядом маленькая банька из пленки с кучей камней. Я перешел обратно речку по камням, и пошли на грунтовку. По ней идти было немного легче, только в горку. В пути нас некоторое время сопровождала крошечная, как колибри, птичка крапивник. Она порхала рядом, посматривая на нас и весело чирикая.

На грунтовке больших засад уже не было, лишь небольшие ручейки стекали с Коноваловского увала, и где-то вдали впадали в речку Ик. Солнце было уже низко, скоро начнет темнеть. Так что нужно было торопиться, чтобы дойти до Старика и что-то успеть там поснимать еще не в темноте.

Последний километр дался нам очень тяжело - болели ноги, плечи, стояла самая жара. Да еще горка стала круче. Двигались мы медленно. Прошли мимо лежащей на земле таблички "Дед-камень", видно было, что люди туда не ходят. Мы повернули направо, и Денис увидел зайчонка, который перебежал ему дорогу и спрятался в траве прямо рядом с дорогой. Убегать он почему-то не стал, просто съежился, и косил на нас большим глазом. Я его снял на видео. Потом мы его немного пообсуждали, и Денис его чуть потревожил. Тогда зайчонок не спеша поскакал от нас прочь.

Наконец мы увидели стелу "Старик-Камень", и вскоре дошли к месту моей прежней ночевки. По-быстрому определили, где чья палатка будет стоять, осмотрели все на предмет наличия дров - их практически не было. Стали донимать комары, вылезшие, как разбойники, ближе к вечеру. Мы решили сначала сходить наверх, на скалы, а потом поужинать. Забрались на вершину. Я увидел уже знакомую мне картину, но все равно она завораживала - огромный купол неба, под ногами крутой обрыв, внизу беспорядочно навалены стволы сосен. Лес впереди на небольших холмах напоминал волны моря.

Позади нас - небольшая полянка, ярко зеленевшая молодой травкой. Окружали поляну высокие ели, а среди них лежал огромный валун, метра 3 высотой. Там под этими елями, мы и палатки потом поставили. Сделали мы с вершины кадры фото и видео, потом еще посидели, спокойно созерцая прекрасный пейзаж. После этого сходили за дровами левее по каменной гряде, где лежало много поваленных елей и сосен, толстых и потоньше. Вероятно, когда-то давно там был пожар.

Поставили палатки, развели костер, поставили принесенную с Платониды воду кипятиться. Денис повесил сушиться носки и кроссовки. Когда пили кофе, я опробовал подаренную термокружку, и понял, что в ней напиток очень долго остывает, что удобно зимой, а вот летом не очень. Наступали сумерки, и мы опять взошли на вершину. Оттуда было видно, как загорелись огоньки Краснояра, Мариинска, Ревды вдалеке. Небо переливалось розовым и сиреневым, мы наслаждались зрелищем. Кстати, и комары пропали...

У костра было очень уютно, потрескивали поленца, иногда поднимались искры. Но пора было готовиться ко сну - ноги помыть, зубы почистить. Ноги я помыл в большой луже у стелы "Старик-Камень", вода там для этого вполне годилась. Спать легли примерно в половине двенадцатого ночи. Можно было, конечно, и подольше посидеть в тишине, но завтра планировали уже идти обратно, так что надо было отдохнуть как следует, чтобы успеть на автобус на 18.30. Вот если бы мы остались еще на денек... Но Денис не соглашался - и еды взял маловато, и жена ждет...

Продолжение рассказа о весеннем походе на Старик-Камень

Как добраться до Старик-Камня

Если на автомобиле. Из Екатеринбурга нужно ехать через Ревду, Мариинск, и до Краснояра. Там оставляете машину, лучше за небольшую плату у кого-нибудь во дворе, и по улице Зеленая заходите в лес. Идете по этой лесной тропе до лесовозной грунтовки, примерно 5 км. На ней поворачиваете налево, идете мимо своротки на Шунут, на Платониду, прямо до Старика. Вся пешая часть около 17 км.

Можно на машине проехать через Краснояр, так называемые "Родовые поселения", и немного не доезжая речки Большой Ик, будет отворотка направо, в поля. На карте это место обозначено как "МТФ". Там метров через 300, в лесочке оставляете машину, и пешком по лесной тропе до Платониды, далее налево по грунтовке до Старика. Этот путь короче, пешком около 10 км.

Есть еще вариант для тех, у кого авто всепроходимо. Перед Мариинском поворачиваете направо. И по разбитой дороге двигаетесь около 20 километров прямо до Старика. Но большой риск возвращаться в Мариинск пешком и искать тракториста.

Если пешком, то все сложнее. Сначала электричка до Ревды, там либо голосуете на выезде из города, либо подстраиваетесь под автобус до Краснояра от ж.д. вокзала в Ревде. Но автобусы теперь ходят буквально пару раз в день, и расписание стало неудобное, утром уходит как раз перед прибытием электрички. До конца города можно пешком, или на автобусе, который идет до конечной "Совхоз", 4 км.

Ну а от Краснояра по Зеленой, как написано выше, либо дальше, через поселения и Платониду. Там и водички наберете, на Старике воды нет, только лужа в лесу у дороги. Если что непонятно, звоните, объясню...

Карта Старик-Камня и окрестностей

Видеосюжет из фильма "Старик-Камень"