Скалы Старик-Камень, недалеко от Краснояра

Старик-Камень - небольшая скала в живописных лесах в окрестностях Краснояра, не шибко известная среди туристов, но вполне достойная посещения. Скалы эти невелики, но есть в них какое-то притяжение - с открытой вершины над обрывом можно любоваться зелеными просторами Уральских лесов, ведут туда довольно проходимые дороги от разных населенных пунктов, и рядом есть место для лагеря.

Дрова вокруг этой стоянки выбраны начисто, но, стоит обойти Старик-Камень, и там просто склад дров - обширные залежи сухого валежника. С водой, правда, проблемы. У самой скалы никаких источников нет. А вот по пути туда воды набрать можно, вдоль дороги примерно до середины лета журчит множество ручьев. Ну, а если Вы идете уже в сухую летнюю пору - лучше не поленитесь набрать воды на Платониде, в роднике или речке Ик, и принести с собой на Старик-Камень.

В тех лесах разнообразная растительность, весной можно набрать черемши. И зверья там живет немало, в этот раз мне удалось снять на видео зайчонка, видел много лосиных следов, и даже лосиный череп. Глухари и тетерева тоже не редкость, летают и хищные птицы, и певчие птахи.

Мне давно нравятся те места, в которых много интересных и несложных маршрутов, люди встречаются редко, и потому леса эти сохранили еще некую таинственность и дикость. Кроме того, попасть в эти края нетрудно, от Ревды ходит автобус, а от Мариинска или Краснояра дойти пешком не составляет труда, при этом пользуясь хорошими лесными тропами. Вот потому, как только позволила погода, мы с товарищем отправились открывать туристический сезон на Старик-Камень. С собой я взял видеокамеру, чтобы все интересное по пути запечатлеть на память.

Это вторая часть рассказа. Начало тут

Весенняя прогулка на Старик-Камень

Часть 2

Денис полночи не спал с непривычки - и жестко, и холодновато. А я быстро отключился, и замечательно почивал. Костерок тлел всю ночь. А утром мы проснулись от странных звуков - потявкивание, как будто лисицы. Но доносились они вроде как сверху. Вот только что это за птица, я определить не смог, ясно было только, что она крупная. Птица все не умолкала, мешая спать. Тогда я стал гавкать ей в ответ, и через некоторое время она поняла намек, и перелетела подальше от нас, и мы еще подремали. Под утро сначала похолодало, а потом, с восходом солнца, наоборот потеплело.

Встали мы в 8 часов, когда прозвенел будильник. Немного полежали, переговариваясь, и через полчаса вышли наружу. Перед этим я, как мог, размял гудящие ноги, и заметил нехороший признак - слегка посиневшие вокруг ногтей большие пальцы ног. Черт, неужели снова сойдут. Еще ведь обратно идти, точно надавит. На правой ноге обнаружилась водяная мозоль, я ее проткнул, чтоб не мешала.

Утренние сборы были долгими, немного рассеянными, отвлекали разговоры. Мы позавтракали теплым чаем из термоса и бутербродами. Забрались снова на гору, где уже было другое освещение. Вокруг стояла тишина, светило солнце, и уходить совершенно не хотелось. Я осознал свою ошибку - не нужно было соглашаться идти с Денисом на два дня, даже в одиночку на три дня было бы лучше. Требуется ведь время, для того, чтобы отдохнуть, полюбоваться в полной мере окружающими видами, подумать в тишине о своем месте в этом мире...

Ну, да ладно, приду сюда еще раз, уже на подольше. Конечно, очень долго не получится, потому что рядом воды нет, но примерно в километре у дороги есть ручей, так что можно и туда сходить. На краю нашей поляны росла черемша, мы набрали с собой полный мешок. А росло ее много, везде. В одном месте мне показалось, что вижу какого-то лежащего зверя, но оказалось, что просто пень. У меня было ощущение, что поход очень сумбурный, не хватило мне времени пообщаться с природой, все время мы куда-то шли, были чем-то заняты...

Я попрощался со Старик-Камнем, и около 12 часов мы вышли в обратный путь, решив идти короткой тропой. Идти будет наверное полегче, потому что с горки, да и расстояние короче. Плечи за ночь отдохнули, только бедра немного отзывались на давление рюкзака - я немного переместил центр тяжести, чтобы было удобнее. Колени тоже не болели, не то, что вчера на скалах. Но вот ступни болят отчетливо, хотя пока терпимо. Комаров не было, что нас радовало. Шагалось хорошо.

До Платониды дошли быстро и легко по знакомой дороге, скинули рюкзаки у груды камней и я сразу отправился купаться - запарился совсем. Там напился, умылся, даже вымыл с мылом торс. А потом, пофыркивая, поливал себя из бутылки - так вода не кажется уж такой холодной. Это меня взбодрило. Потом пообедали, я закусил бананом и шоколадкой.

В дорогу я набрал в источнике воды, и мы пошли по той тропе, что идет сразу на Краснояр. Что нас ждет - мы не знали, потому что вчерашний наш знакомец нас напугал сильной грязью и разливами. Тропа достаточно круто спускалась, а справа бежал Малый Ик. Грязь была, но параллельно дороге имелась протоптанная тропа, по которой можно было обойти грязь. А потом речка вдруг начала течь прямо по колеям дороги. Дно у нее было каменистое, но не идти же прямо по воде, так что мы двигались по краешку дороги или по той обходной тропе метрах в пяти от основного пути. Радовало то, что особых зарослей в лесу еще не было.

Затем дорога пошла уже по низине, в речку стали впадать ручьи, путь размыло, и дно дороги опустилось на целый метр. Но пройти нам везде удавалось, хотя в прошлый раз она, конечно, была намного лучше. Мы сделали пару привалов, где немного полежали на земле, давая отдых спине. Лежать было хорошо - небо, сосны, облака... А вообще мы шли довольно медленно, потому что ноги, уставшие еще вчера, болели, да и времени у нас был вагон.

Вышли на грунтовку от Краснояра до Лавровки, я снял куртку и штаны, переоделся в шорты. Чувствовалось, что шея у меня немного обгорела на солнце. Навстречу нам прошел колоритный старичок - медленно так, одет бедно, на голове клок волос торчит. Сказал, идет к каким-то знакомым по важным делам.

Без двадцати пять мы дошли до домиков в полях. Мы не знали, что это - то ли сады, то ли частные коттеджи. У каждого - большой кусок земли неизвестного назначения - то ли под огороды, то ли под пастбища. Домики добротные, особенно один, большой такой, из бревен. На крыше его стояли панели солнечных батарей, а во дворе ветряк. Я съел яблоко для поддержания организма, который уже просил отдыха. Скоро должен быть Краснояр. С грунтовки мы сошли на полевую дорогу, по ней идти было приятнее, помягче. В конце ее сделали привал, и именно там я как-то осознал, что действительно настало лето.

Дальше мы сделали последний рывок до Краснояра, и уже увидели его дома. Дошли до остановки, я остался там ждать Дениса - он пошел в магазин. Когда вернулся, мы сделали "звонок другу" в Екатеринбург, чтобы узнать расписание электричек из Ревды до Екатеринбурга. Оказалось, что последняя отходит в 6 часов вечера, что было странно - ведь это очень рано. А автобус отходил в 19.50 - вот на него мы могли успеть. Так что стали ждать автобус до Ревды, сидя в центре поселка на обрыве над рекой Ревда.

Вид был очень красивый, с живописными облаками, над водой кружились ласточки, из леса доносился голос кукушки. Немного портил картину мусор, разбросанный по обрыву, причем рядом стояли контейнеры. Непонятно, неужели местные жители бросают мусор мимо и администрация не в состоянии убрать все это? Да и сами жители...

За двадцать минут проехали по дороге всего две машины да велосипедист. Вдалеке бродил еще один местный мужичок, создавая милую картину деревенской жизни.

На автобусе мы добрались до Ревды, там пересели в другой, который отходил через три минуты, - и вечером я уже был дома. По информации с навигатора могу добавить, что от Краснояра до грунтовки расстояние составило 6 км, по грунтовке до Платониды еще 6, а уже оттуда до Старик-Камня 4 км. 300 м. А обратный путь по другой дороге, вышло те же 4 км. 300 м плюс еще 10 км. 800 м. То есть туда - 16, обратно - 15. Пройти такой путь за день можно, но ноги после этого совершенно убитые, так что лучше это делать с отдыхом. Да еще расписание электричек поменяли, и теперь автобусом до Краснояра не доехать...

Как добраться до Старик-Камня

Если на автомобиле. Из Екатеринбурга нужно ехать через Ревду, Мариинск, и до Краснояра. Там оставляете машину, лучше за небольшую плату у кого-нибудь во дворе, и по улице Зеленая заходите в лес. Идете по этой лесной тропе до лесовозной грунтовки, примерно 5 км. На ней поворачиваете налево, идете мимо своротки на Шунут, на Платониду, прямо до Старика. Вся пешая часть около 17 км.

Можно на машине проехать через Краснояр, так называемые "Родовые поселения", и немного не доезжая речки Большой Ик, будет отворотка направо, в поля. На карте это место обозначено как "МТФ". Там метров через 300, в лесочке оставляете машину, и пешком по лесной тропе до Платониды, далее налево по грунтовке до Старика. Этот путь короче, пешком около 10 км.

Есть еще вариант для тех, у кого авто всепроходимо. Перед Мариинском поворачиваете направо. И по разбитой дороге двигаетесь около 20 километров прямо до Старика. Но большой риск возвращаться в Мариинск пешком и искать тракториста.

Если пешком, то все сложнее. Сначала электричка до Ревды, там либо голосуете на выезде из города, либо подстраиваетесь под автобус до Краснояра от ж.д. вокзала в Ревде. Но автобусы теперь ходят буквально пару раз в день, и расписание стало неудобное, утром уходит как раз перед прибытием электрички. До конца города можно пешком, или на автобусе, который идет до конечной "Совхоз", 4 км.

Ну а от Краснояра по Зеленой, как написано выше, либо дальше, через поселения и Платониду. Там и водички наберете, на Старике воды нет, только лужа в лесу у дороги. Если что непонятно, звоните, объясню...

Карта Старик-Камня и окрестностей

Видеосюжет из фильма "Старик-Камень"