Гора Юрьев Камень

Юрьев Камень - гора примерно в 25 километрах от Нижнего Тагила и в 7 километрах от поселка Черноисточинск. Она относится к горному хребту Веселые горы и находится практически по центру между двумя водохранилищами - Черноисточинским и Леневским. Гора Юрьев Камень примечательна тем, что на ее вершине находятся скальные образования, некоторые высотой метров до 15. Эти скалы имеют очень живописный вид, многие напоминают очертаниями различных животных и сказочных персонажей. На горе встречаются курумники, похожие на небольшие каменные потоки.

С подножия Юрьева Камня стекают несколько маленьких речек, часть из них впадает в Черноисточинский пруд, часть в Леневское водохранилище. Но речки настолько малы, что найти их довольно затруднительно, да и летом они часто пересыхают. На Леневское водохранилище и его плотину открывается чудесный вид с некоторых скал горы Юрьев Камень. Лес, покрывающий гору, очень разнообразен по составу - хвойные сосны, ели, кедры, пихты и лиственницы соседствуют с лиственными березами, осинами, ольхой, вербой, рябиной и многими видами кустарников.

Нетрудно догадаться, что гора Юрьев Камень получила название в честь Юрия. Но вот какого - непонятно. Предположительно это либо в честь праздника Юрьев День, либо в честь отшельника Юрия, который вроде как раньше жил в этих местах. Близость Веселых гор позволяет это предположение.

Некоторое время назад, Юрьев Камень пытались приговорить к переработке на щебенку! Компания с одноименным названием, оформив разрешение у продажных чиновников, хотела вырубить здесь огромное количество леса, построить щебеночный завод и разрушить скалы дивной красоты, размолов их на мелкие кусочки. Местные жители и жители Нижнего Тагила встали на защиту уникального места и приостановили осуществление этих вандальских планов.

Ну а в поселке Черноисточинск Вы можете осмотреть церковь Петра и Павла, стоящую на холме, и посетить музей истории поселка, только неплохо бы узнать заранее расписание его работы и адрес.

Это второй день нашего пребывания на горе Юрьев Камень, начало тут

Первомайский поход на гору Юрьев Камень

День 2

Рано утром я вышла из палатки - поглядеть, нет ли дождя, и порадовалась - кругом сухо, небо голубое, солнце уже светит, да и ветер стих. Я снова забралась в палатку и согревшись, заснула опять, теперь уже до звонка будильника в 7 часов. Солнышко нагрело нашу палатку, и выходить на холод не очень хотелось, но я справилась - повалялась часок, да и пошла делать зарядку. А за мной и Саша. Зато упражнения делали от души, энергично. На морозце-то... Завтрак завершил бодрящий эффект - горячий чай с бутербродами в лесу очень даже хорош.

После завтрака Александр немного поснимал виды со скалы при утреннем солнце, затем мы спустились вниз, побродили там. Видели на снегу следы пребывания косуль и лосей. Лосиные копыта довольно крупные. Обошли гряду справа, и вернулись в лагерь. Решили прогуляться к соседним скалам, где Саша побывал вчера. Вещи оставили в палатке, забрав только самое ценное, все равно было мало вероятно, чтобы пришел сюда с утра злоумышленник какой-нибудь.

Главная гряда горы Юрьев Камень оказалась красивой, высокой и живописной. Мы забрались на нее, и сверху увидели, что дальше тоже виднеются вершины скал, и еще, и еще... Мы поняли, что вся гора просто утыкана такими скальными выходами - побольше и поменьше, повыше и пониже, но все эффектные, с разными каменными фигурами. Нам хотелось обойти их все, сфотографировать. Одна вершина сильно напоминала гоблина или горного тролля. И если те скалы, где был наш лагерь, по плавным очертаниям напоминали Каменные палатки в Екатеринбурге, то остальные группы камней были уже более угловатые и затейливые.

Было множество сквозных отверстий в камнях, пещерок, щелей, карнизов и навесов. Все это будило простор фантазии. А еще на скалах росли самые разнообразные растения - сосны и кедры, осины и березы, лиственницы, елки, какие-то кустики и папоротник. И тут же брусника. На одной вершине росла сосна, которую повалил ветер, и корни все торчат вверху, но пара корешков зацепилась за тонкий слой почвы, и дерево живет дальше, уже лежа.

На одной скале Александр нашел предметы, которые его живо заинтересовали - продолговатые колбаски цвета сухого сена, да и по составу его напоминавшие, длиной и толщиной с мизинец. Он одну даже разломил, пытаясь понять, что это такое, потом скинул мне вниз, чтобы я посмотрела. А чего смотреть-то? Какашки грызуна, скорее всего, пищухи, или бурундука какого-нибудь. Ладно он хоть на вкус их не попробовал.

Здесь, кстати, много помета зайцев, косуль, еще каких-то зверей. И многие молодые деревца обглоданы лосями. На одну из вершин, откуда открывался особенно прекрасный вид на 360 градусов (такого не было здесь больше нигде, деревья закрывали часть вида), я забраться не смогла, слишком рискованно (уж слезть-то я бы точно оттуда не сумела), так что, как ни соблазнял меня Александр чудными картинами - Леневское водохранилище и гора Белая, поселок Уралец и заснеженные вершины, дороги и просеки; любовался он ими один, а я сидела на соседнем камне, пониже. Зато увидела белку, скакавшую по сосне внизу.

Настала пора обедать, и мы пошли обратно. Александр собрался пойти умыться на дальнюю поляну, и водички набрать, а я стала разводить костер, варить макароны, греть курицу... Не было его долго, я даже заволновалась и отправилась ему навстречу - а тут и он появился. Оказалось, Саша просто все делал не торопясь, стараясь не шуметь, чтобы увидеть побольше живности. Любовался лесом и смотрел под ноги, чтоб не испачкаться на грязной дороге.

Когда вышел на поляну, созерцал приход весны и там. Слушал весеннюю дробь дятла... Нашел колею поглубже, где весело журчала вода, напился, умылся, сполоснул ноги, набрал воды. Заметил, что ветра нет уже в ста метрах от нашей стоянки, видно, мы просто были на таком месте, куда из-за скал дует сильно. Зато летом здесь лучше всего - ветром всех комаров сносить будет. По пути назад он еще захватил лесину на дрова. Я встретила его на дороге, лесину забрала.

Сели мы обедать, покушали хорошо, закусили изюмом и банановыми чипсами. Воздух очень потеплел, можно было уже ходить в футболке. Поэтому, пока я грела снег в котелке и мыла посуду, Александр разделся, вынес из палатки коврик, и лег загорать. Потом я сидела на пеньке и вязала. Но вид дремлющего Саша убаюкал и меня, все-таки ночь была беспокойной, так что я ушла в палатку, на один спальник легла, другим накрылась, и погрузилась в сладкий сон.

Спала долго, Александр пытался неоднократно меня будить, но безуспешно. Проснулась только от голосов компании, которая уже довольно давно лазила по скалам у нашей стоянки. Четверо людей и две собачки, миттельшнауцеры, кажется. Обе в одинаковых розовых комбинезонах, очень забавные. Когда хозяева взбирались на вершину, собачки внизу вставали на задние лапки и трогательно тянулись мордочками к людям.

Потом компания, выпив за столом чайку, отправилась дальше исследовать Юрьев Камень, на скалы, где мы уже были утром. Александр сказал, что загорать здесь не получается, так как холодный ветер мешает. Пришлось ему одеться, и лежать так. В половине четвертого он попытался меня разбудить, да не тут-то было... Ну, а когда я проснулась, мы пошли вслед за этой компанией, чтобы посетить самые дальние скалы горы Юрьев Камень, как бы обходя вершину по кругу вправо.

Сначала мы спустились от основной скалы по курумнику вниз, чтобы снять монументальную стену. Я заметила в двух местах у самой вершины запачканные белым птичьим пометом камни - видимо там в скальных щелях были гнезда крупных птиц. Потом оказалось - воронов. Сбоку от вершины мы нашли путь, где можно было подняться наверх. Вид там был тоже впечатляющий, на половину горизонта. Снова те же покрытые снегом горы, дорога, поселочек, гора Белая с лыжной трассой, просека, водохранилище... А к этому еще добавлялось синее чистое небо. Вот только над нами, нервно покрикивая, летал ворон. Потом он сел на дерево вблизи, и раздраженно долбил по ветке, а над нами появился второй. Мы поняли, что у них гнездо на этой скале, и сочли за лучшее удалиться, пока нам клювом не наваляли.

Спустились мы с этой вершины, взобрались на следующую. Там все было покрыто шиповником, поэтому руками держаться нигде было нельзя - заноз нацепляешь. Они кололи ноги даже через штаны. А колючки очень тонкие, почти невидимые. Так вот, чтобы не упасть, выходя на вершинку, я придержалась руками за траву, и услышала рядом шорох - прямо у руки лежала гадюка. Она сразу свернулась в узелок и затихла. Я позвала Сашу с фотоаппаратом, и он успел ее заснять, прежде чем она тихо и быстро втянулась под камень. Мы осмотрели вид и отсюда, и пошли на последнюю, саму близкую к водохранилищу группу скал. Они были невысокими, зато водоем открывался с них, как на ладони. Он был сильно вытянут, видна была плотина, а вода отражала голубое небо.

Обойдя все вершины Юрьева Камня, мы двинулись в обратный путь всякими козьими тропами. По дороге съели яблоко, чтобы утолить жажду и охладиться, а то уже стало совсем жарко. Захватили еще дровишек, и вернулись на стоянку. Там по-прежнему никто не появлялся. Мы еще посидели, отдохнули, переобулись в сланцы, чтобы ноги проветрились. Я повязала, а потом стали ужинать салатом, пирожками и вареными яйцами. Меду прочим, в сланцах особо по лесу не походишь, Саша вот ногу проколол сучком прямо через тапок. Ветер к ночи стал стихать, но воздух снова сильно охладился, так что мы все время жались к костру.

Нашу полянку мы рассмотрели уже во всех деталях - недалеко от палатки росла береза с раздвоенным стволом, казалось, что это два дерева, а между ее стволами выросла молодая елка, уже метров 5 высотой. С одного ствола обильно струится березовый сок, капая временами нам на палатку. Его пьют муравьи из соседнего муравейника. Вообще в лесу почти все молодые березки мокрые от сока, он прямо бежит по стволам - весна! А еще сегодня рядом с нашей поляной очень красиво и весело пела птичка, я ее долго стояла слушала, а потом оказалось, что она какнула мне на куртку. Александр прокомментировал, что именно поэтому она так весело пела.

Пока сидели у костра, к нам на поляну пожаловал гость, еще один турист. Это был мужчина лет 50, с большим рюкзаком и солидной бородатой внешностью. Он попросил разрешения поставить пока у нас рюкзак, и пошел осматриваться. Обошел он скалы, оглядел поляну, и сказал, что пойдет дальше, к центральной гряде горы Юрьев Камень. А здесь он давно не был, и то приходил зимой. Добавил, что если не найдет места для ночевки или станет ему скучно, он вернется к нам. Мы не возражали. Еще мужчина высказал предположение, что здесь никого нет в выходные дни потому, что люди все отправились к водоемам на сплавы. Взял он свой рюкзак, и ушел по дороге обратно.

Мы усиленно подкладывали дрова в костер - у нас был план испечь на завтрашний обед картошку. Я завернула три штуки в фольгу, и закопала в угли. В фольге картошка печется дольше, зато не в золе вся. После этого настала очередь кипятить чай. И во время чаепития, и после, мы все старались подойти поближе к огню, воздух уже совсем остыл. Саша даже повязал голову шерстяным шарфом, чтоб уши не мерзли. А костер наш сильно трещал и искрил, потому что большая часть дров - это смолистая лиственница.

Потом я собрала полотенце, мыло и зубную пасту, взяла котелок и бутылку, и побрела на дальнюю поляну - умыться и набрать воды. Долго там побыть, полюбоваться видом и послушать вечернее пение птиц мне не удалось, потому что только я сделала все дела и набрала воды, появилась "Нива" с двумя пассажирами, и вместо того, чтобы просто проехать, остановилась на краю поляны, вышли оттуда парень с девицей, закурили и явно собрались долго и не спеша пообщаться. Пришлось мне идти обратно. Снег на дороге, да и у нас на поляне, почти весь растаял под горячим весенним солнцем.

Перед сном я позвонила в Екатеринбург, попросила узнать, какая ожидается на завтра погода, не опасаться ли нам дождя. Мне сообщили, что в городе сегодня как раз идет дождь, а нам ничего не грозит - 16 градусов тепла и ясно, вот только ночью будет всего плюс четыре. Мы порадовались, а на ночь как следует утеплились. Пора было ложиться спать, выглянула полная, яркая луна, ветра уже совсем не было. В половине одиннадцатого мы уснули, понимая, что ночь будет теплее предыдущей. Так и получилось. В этот раз мы выспались намного лучше.

Продолжение рассказа о походе на Юрьев Камень

Как добраться до горы Юрьев Камень

Отправной точкой является Нижний Тагил. До него добраться не сложно, есть и электрички, и автобусы. В Нижнем Тагиле нужно выйти из здания вокзала и свернуть налево, там сразу на привокзальной площади находится автостанция. До Черноисточинска всего 25 км. Ехать лучше в автобусе, в маршрутках с рюкзаками тесно.

В Черноисточинске выходить либо у психбольницы - это лучший вариант, либо на повороте, у памятника участникам Великой Отечественной войны (зависит от номера автобуса), а потом идти по улице Первомайской 2,5 км. прямо до леса, она вымощена брусчаткой и ведет вдоль берега пруда, мимо той же психбольницы, но туда не сворачивайте.

Затем по лесной дороге до горы Юрьев Камень еще около 7 км. С собой желательно иметь навигатор, или компас, так как дорога часто раздваивается, можно запутаться.

При планировании похода нужно помнить, что на горе Юрьев Камень совершенно нет источников воды, так что ее надо запасать с собой из Черноисточинска. Мы были весной, и брали талую воду из ручьев, она оказалась довольно чистой.