Потерянная Абхазия

Мы много раз бывали в Абхазии, начиная с первых лет после войны с Грузией и заканчивая прошлым годом. Посещали не только известные курортные места, но и отдаленные, глухие поселения, куда не ступала нога отдыхающего. Общались с местными жителями, для того, чтобы выяснить их отношение к жизни, к отдыхающим, к россиянам, к своей стране и ее настоящему. Мы любим природу Абхазии, и нам хочется, чтобы у других людей она также вызывала только приятные эмоции, не омраченные неприятностями. Особенно после последних событий с Российскими отдыхающими (надеемся, Вы смотрите новости).

Надо сказать, что Абхазия как место отдыха, сильно отличается от других стран. Не зная некоторых особенностей взглядов местных жителей, Вы можете попасть в неловкие, а то и конфликтные ситуации. Поэтому, искренне желая Вам приятного отдыха, мы хотим поделиться с Вами своими знаниями, которые помогут Вам сэкономить деньги, время и нервы (что иногда важнее любых денег).

Вы спросите, почему Абхазия "потерянная"? Читайте этот материал, и Вы поймете, что сегодня эта прекрасная земля, казавшаяся раем еще несколько десятилетий назад, практически утрачена в том дивном, добром и безмятежном виде и для россиян, и для представителей других стран, и даже для самих абхазов.

Отдых в Абхазии. Советы туристам и отдыхающим

День 10

Поездка в Сухуми. Ботанический сад. Обезьяний питомник. Сухумская гора

28 августа встали утром в половине шестого, позавтракали, взяли с собой немного еды и фруктов, собрались, и пошли к площади у Храма. Там, на конечной остановке, уже стояла маршрутка с надписью "Сухум", в ней сидели несколько человек. Мы узнали, что проезд будет стоить 200 рублей с человека, на полтинник дороже, чем в прошлый наш визит в Абхазию. Забрались в салон, разместились, и ждали еще минут двадцать, пока все места займут пассажиры. Здешние водители ни за что не поедут, если хоть одно местечко пустует - это же убыток какой!

Наконец, настал момент отъезда. Водитель, толстый абхаз далеко за пятьдесят, страшно раздражал тем, что при езде на довольно высокой скорости еще умудрялся болтать по сотовому телефону. Это явно подвергало пассажиров опасности, ведь дороги там давно без ремонта, а таких же лихачей по ним движется море, так что вероятность ДТП очень велика. Почему-то граждане этой страны считают нормальным выезжать на встречную полосу, обгонять в неположенных местах, превышать скорость, игнорировать сплошную линию и т.п. К тому же на дорогах Абхазии постоянно встречаются непредвиденные препятствия в виде коров, лошадей, безумных старичков, перебегающих быстрый поток машин на трассе...

Мы проехали Бзыбь, поворот на Рицу, потом Гудауту, Новый Афон... Увидели, как горят на солнце купола монастыря на горе, посмотрели на местный пляж - вполне прилично, и людей мало. Вот только почти по всей протяженности пляжа вдоль него тянется Сухумское шоссе с большим потоком машин. Это, конечно, минус.

От Афона дорога отвернула от моря, и пошла в гору. Мы постепенно поднялись на высоту, так, что местами даже слегка уши закладывало. Вдали показался Сухум. Мы проехали по красивому высокому мосту через реку Гумиста, и въехали в пригород, а затем и в город. Большинство пассажиров ехали не до вокзала, а до Ботанического сада, это чуть дальше, но водитель любезно согласился доехать до туда, предупредив всех, во сколько и откуда поедет обратно в Пицунду.

Совет: Сухуми, кроме того, что это столица Абхазии, еще и город, где очень много объектов, интересных для туриста. Приезжать туда нужно минимум на целый день, с раннего утра. Лучший вариант, если Вы еще до поездки определите для себя маршрут и порядок посещения достопримечательностей, чтобы не метаться по городу туда-сюда. С транспортом в городе не очень хорошо, так что Вам придется или ходить пешком, или нанимать такси. Троллейбус ходит только по главной улице, маршрутки тоже.

Мы вышли на центральной улице (проспект Леона), и мама огляделась, широко раскрыв глаза. Ей, видимо, не верилось, что она в этом старинном городе. За два последних года кое-что здесь привели в порядок, так что маму не шокировали развороченные тротуары и облезлые дома, в этой части города все выглядело теперь пристойно. Погода была хороша, небо затянуло дымкой, так что солнце не жгло.

Сначала мы решили посетить музей истории Абхазии, и отправились к нему. Но было только без десяти десять, и он еще не открылся. Тогда мы пошли прогуляться до набережной, а Вася пошел искать карту памяти для фотоаппарата. Мы проследовали по приятному скверу с пальмами и цветущими кустами, где стояла пара памятников местным знаменитостям - поэту Дмитрию Гулиа и какому-то деятелю по фамилии Чачба.

Прошли мимо нескольких магазинов одежды и ресторанов, зданий русского и абхазского театров, и вышли на набережную Махаджиров. Там поглядели на скульптуры, заброшенные причал и морской вокзал, красивые старинные дома. Мы еще с мамой зашли в пару сувенирных лавочек в поисках сережек для мамы, она хотела серьги абхазской работы. Но там ничего хорошего не нашлось. Сходили к фонтану с грифонами, он очень нравится всем приезжим, до маяка решили не ходить, слишком далеко. На обратном пути к нам присоединился Василий, который купил новую карточку памяти с некоторым трудом - долго искал, где они вообще есть. Мы приметили кафе, где потом можно пообедать, и пошли в музей.

В одиннадцатом часу мы были у его входа. Сначала осмотрели экспонаты, которые стояли на улице - пятиметровый дольмен с круглым входом и каменной крышкой для нее, привезенный сюда в 60-е годы, на его табличке была смешная опечатка - написано, что в нем находились тела людей, "подвергшихся вторичному огребению" (вместо "погребению"); старинные якоря, инструменты какие-то. Дальше пора было переходить к экскурсии внутри здания. Мы в предвкушении знакомства с историей Абхазии подошли к заветной двери... И тут охранник нам говорит - музей сегодня работать не будет, праздничный день.

То есть вчера мы сюда звонили, и руководство сказало, что музей работать будет, но с утра никто из сотрудников не пришел! Вот так просто. Второй раз наша попытка посетить это место оканчивалась неудачей. Меня просто злость разбирала. Мы постарались убедить охранника пустить нас внутрь, рассказали, что с Урала второй раз сюда притащились ради этого музея. Он ответил, что с радостью бы нас пустил, но без сотрудников открыть ничего не сможет, кроме вестибюля на первом этаже. Мы были в шоке, и, хотя охранник был ни в чем не виноват, я все-таки высказала все, что думаю об Абхазии. Вот это у нас в России бы в День России не работал исторический музей! Да всех бы уволили в тот же момент...

Делать нечего, мы отправились в ботанический сад. Солнце уже стало припекать, так что перспектива войти под сень деревьев нас радовала. Купили билеты за 200 рублей (к ним еще полагался буклет со схемой расположения растений на территории, но мы же в Абхазии - буклеты закончились, а вот на цене билета это никак не сказалось).

Внутри гулять было приятно, народу было немного. Но вот Василия печалило то, что он не мог ничего снять ни на фото, ни на видео - новая карточка для фотоаппарата (купленная в Абхазии) работать отказалась после нескольких снимков. Дело в том, что Василий купил ее не того класса, который позволяет снимать на фотоаппарат видео, да еще и производства она была непонятного. Так что чудеса ботанического сада остались только в его памяти.

Совет: Постарайтесь не покупать в Абхазии никакой электроники, карт памяти, батареек и т.п. Запаситесь всем этим дома, проверьте, чтобы все работало. Во-первых, в Абхазии очень сложно найти места, где продается такой товар, во-вторых, стоит это все намного дороже, чем в России, и в-третьих, все это совершенно неподобающего качества. Техника и расходники перестают работать очень быстро, а иногда даже и не начинают.

А вспомнить было что - во-первых, много было красивых и эффектных деревьев и кустарников, во-вторых, их названия иногда были не менее эффектны. Например "лох колючий" или трахикарпус (это такая волосатая пальма), коккулюс лавролистный, калоцедрус, и еще много диковинных названий.

Мы побродили по роще из гладких зеленых стволов бамбука, видели огромные сосны и секвойи, у нас таких не найдешь. Стволы в диаметре метра по полтора и высотой метров по 25-30. Кора на них разная - то черепаховая, то совершенно гладкая... Много было пальм и кактусов, араукарии из Мексики, разные виды кленов, китайские и японские деревья. Куча разных прелестных цветов, включая розовые и белые лотосы. Под конец мы уже подустали медленно гулять, часто присаживались на скамеечки. Маме ужасно понравилось, она выразила желание каждый день гулять в таком саду. Мы еще присели на лавочку под огромной 250-летней кавказской липой, пострадавшей от турецкого нашествия и урагана, и съели по яблоку. Это древо росло здесь, когда на этом месте еще не было ботанического сада.

Вообще этот ботанический сад был основан в 1838 году военным лекарем Багриновским. Он немного разбирался в ботанике и редких растениях, и разбил сад у своего дома, а потом кто-то из начальсва обратил на это внимание, и решил развить полезное начинание. Под сад выделили землю, деньги. И постепенно коллекция разрослась, а во времена Советского Союза, благодаря научному подходу и хорошему финансированию, стала уникальной. Сухумский ботанический сад несколько раз страдал от нашествий турков, от ураганов, но Грузино-Абхазская война чуть не уничтожила его совсем. По территории вели артиллерийский огонь, много деревьев и цветов погибли. К тому времени, когда мы посетили Ботанический сад, он уже частично был восстановлен и приобрел вполне нормальный вид, но разнообразие растений, конечно, не поражало так, как когда-то.

В конце экскурсии мы решили посетить и туалет, нас удивило то, что он был платным! Пусть это было всего 5 рублей, но, когда вы заплатили за билет 200 рублей - платить еще и за туалет довольно странно... Между прочим, учитывая достаточно небольшой размер сада, и 200 рублей дороговато, да еще и отсутствие буклета...

Совет: Если Вы не особый любитель природы и садов, то посещение Ботанического сада я бы посоветовал отложить в конец Вашего маршрута. Если Вы не уложитесь по времени, то не очень расстроитесь от того, что не сходите туда. И плюс долгая прогулка по Ботаническому саду порядком утомляет, так что у Вас останется меньше сил для посещения других, может, более интересных для Вас, объектов. А в кассе проконтролируйте - Вам должны выдать вместе с билетом проспект-путеводитель с картой сада, он входит в стоимость посещения.

Мы вышли из ботанического сада, и обнаружили, что уже час дня, и пора бы пообедать. Так что мы двинулись туда, где видели подходящее кафе. По пути еще Саша проверил одну столовую на другой стороне улицы, но она оказалась закрыта. А еще он задержался, консультируя русских туристов, которые к нему обратились за советом, где снять жилье в Сухуми. Александр удивился, что они собрались отдыхать в этом городе, а ребята сказали, что им это друзья посоветовали. Тогда он сказал, что устроиться на отдых лучше в Новом Афоне (они его, кстати, проезжали, но НЕ ЗАМЕТИЛИ!)

В кафе надо было подождать готовности блюд минут 15-20. Мы сделали заказ, раньше всего еду принесли маме - вареники с творогом и вкусный десерт. Вася заказал гречневую кашу, ему принесли большую тарелку гречки с маслом, издававшую очень аппетитный аромат, из рюкзака я достала помидор и хлеб, и получился вполне достойный вегетарианца обед (Василий мясо не ест, вообще). Мы с Сашей ждали свой заказ дольше всех. Мы заказали рис с котлетой и чай с блинчиками.

Почему-то сначала нам принесли блинчики. И когда мы их увидали, сдержать громкий смех не удалось. Потрясение было велико. На тарелке лежали две палочки толщиной с указательный палец и длиной сантиметров 7. Короче, не блинчик, а издевательство. Саша свой немедленно сжевал, потому что был совсем голодный, даже из сахарницы кусочки сахара уже подтягивал...

Наконец, мы дождались нашего заказа. Александр после удивительных блинчиков морально готовил себя к встрече с котлетой, но, к счастью, порции оказались нормальными, риса было много, и котлета вполне приличная. С дополнением наших овощей, взятых с собой, обед удался. А нам с Васей еще принесли чай, приготовленный на пару по-турецки. Дело в том, что это кафе, "Ирис", был "турецкий фаст-фуд", как нам сказала официантка. Ну, насчет быстрого питания я не согласна, ждали долго.

Совет: В Сухуми с точками общественного питания напряженка. Они сосредоточены, в основном, на набережной, и то не много. В других местах города очень трудно найти кафе или столовую, а если повезло, и Вы их нашли - еды будете дожидаться долго, там так принято. Поэтому советуем заранее продумать, что и где Вы будете есть, и поиски кафе начинать еще до того, как проголодались.

После обеда мы отправились в обезьяний питомник. Александр с Василием еще зашли на центральную площадь, где все еще стояло разрушенное здание парламента Абхазии. А мы в это время с мамой разглядывали сувениры в лавках. Там мы обнаружили, наконец, абхазские украшения с капельным серебром, и выбрали маме красивые серьги.

Поднялись на заброшенную станцию железной дороги, очень красивое архитектурное сооружение, и перешли на другую сторону дороги, где начиналась длинная череда лестниц наверх. Мама слегка обалдела от перспективы так высоко подниматься с больными-то коленками. Но другого пути все равно не было, так что мы начали подъем. Лестницы были убийственно длинные, площадки со скамейками, где можно передохнуть, попадались редко, так что маме пришлось нелегко. Но она справилась, и мы оказались на площадке, где торговали сувенирами и кормом для обезьян, который вместо того, чтобы отдать обезьянкам предприимчивые абхазы продавали отдыхающим. Его мы покупать не стали, решили просто скормить остатки наших яблок, взятых с собой.

В кассе приобрели билеты (200 рублей), и как раз успели к началу экскурсии, которую вел совсем молоденький абхазский паренек, худой и долговязый, забавный и милый. Он интересно рассказывал об истории создания питомника, о различных событиях в его жизни, какие исследования велись... В наши дни в питомнике содержится всего около 500 обезьян, на которых испытывают разные лекарства. Те животные, которых показывают публике, никаким опытам не подвергаются. Подопытных обезьян держат внутри зданий, Александр после войны заходил во внутрь и видел их, очень впечатляющее зрелище...

Рассказывал о характере разных обезьян - макаки резусы, японские макаки, гамадрилы, павианы-анубисы, зеленые мартышки. Вот и все виды. По рассказам гида обезьяны хищных видов даже ловят и едят голубей, подошедших слишком близко. Смотреть на обезьян было интересно, посетители наблюдали за их поведением с удовольствием. Только к клеткам порекомендовали близко не подходить, некоторые обезьяны агрессивны, или просто любопытны, могут сорвать кепку, отобрать сумку или еще чего. Но все равно люди подходили, и происшествия были. Ребенка схватили за рукав, женщину укусили за руку, у кого-то отбирали фотоаппарат, у кого-то - мешок с кормом. Одна тетенька уронила кусок арбуза, и наклонилась, чтобы его поднять. Ее тут же схватили за волосы. Тетка орала и махала на обезьян кулаками. Ее муж резонно заметил, что она сама виновата, но она и на него обиделась.

Во многих клетках были детеныши, самые мелкие - у макак-резусов. Хорошенькие, шустрые такие. Очень добродушные и доверчивые, охотно дают себя почесать. В общем, отличались они в лучшую сторону от детенышей павианов - те и выглядят страшненько, и не такие общительные. Забавно было смотреть на самцов павианов - их тщательно причесанная, роскошная шкура никак не гармонировала со смешной мордой и красным задом. Характер, у них, однако, крутой, не подходи - они хищники, клыки по 3 сантиметра, когти и силы немеряно.

Когда мы уже почти закончили осмотр и собирались уходить из питомника, мы заметили сидящую на бетонном поребрике женщину, у которой на руках было маленькое чудо - детеныш макаки, от которого по ее словам отказалась мама (может и вправду, а может на жалость давила). Было ему еще только месяц, звали его Чичико. Его воспитывали сотрудники, а сейчас вынесли погулять, ну и заодно заработать, фотографируясь с посетителями. Бутылочка с питанием и соской стояла рядом.

При нас никто за 100 рублей с малышом фотографироваться не стал, все просто смотрели. Я дала денег безвозмездно, только попросила разрешения почесать ему за ушком. Прикасалась осторожно, он выглядел очень хрупким, размером был примерно как котенок, но какой-то более незащищенный. Вообще он больше напоминал человеческого младенца - всеми неуверенными движениями, мутновато-рассеянным взглядом глаз, мимикой. Он трогательно взял меня за палец и подержался. Его сразу захотелось защищать и лелеять...

Сотрудница сказала, что работает здесь очень давно, она даже вспомнила женщину, которая пропустила Александра в послевоенные годы в помещения не для посетителей. Мы еще немного побродили, наблюдая за обезьянами. Василий купил карту Абхазии, и периодически принимался ее разглядывать.

Совет: посещение Обезьяньего питомника будет интересно людям всех возрастов, поэтому с него можно начать Вашу экскурсию по Сухуму. Соблюдайте осторожность, не подходите близко к клеткам, угощение давайте осторожно. Обезьяны одновременно хитрые и игривые, иногда хватают не угощение, а руку, его протягивающую, пакет, сумочку, браслет или часы на руке... Это не со зла, просто любопытные очень... Некоторые пытаются сфотографировать друг друга в момент угощения обезьян, поворачивают голову к фотоаппарату, теряя контроль, ну а обезьяна такого шанса не упустит.

Потом мы не спеша спустились по длинным лестницам обратно на улицу, и решили взять такси, чтобы нас свозили на Сухумскую гору, откуда должен был открываться неплохой вид на город. Таксист сразу подошел, предложил за 200 рублей отвезти нас и на гору, и потом на вокзал, и подождать на горе, сколько нужно. Мы уселись в старенькую машину, давая отдых уставшим ногам. Проехали мимо Ботанического сада, свернули налево и двинулись по улице Гулиа, выехали на узкую крутую старинную улочку, и по ней въехали на гору. Маму мы оставили с водителем любоваться морем и набережной на смотровой площадке, а сами решили подняться на вершину.

Вид был живописный - огромные раскидистые деревья, полуобвалившиеся фигурные лестницы, перила, беседки, павильоны, фонтаны... Все носило на себе печать запустения. А кроны деревьев закрывали вид на море, город и долину, лишь в небольших промежутках можно было увидеть то, что лежит внизу, например, сельские домики в долине за городом. Я представила, как все это выглядело, когда было новым и работало - просто великолепно. Видели мы там и памятник героям грузино-абхазской войны. Странно было понимать, что в таком мирном и красивом месте шли бои, кто-то погибал...

Потом мы спустились обратно к маме, сели в машину, еще останавливались на нижней смотровой площадке с ажурной аркой - там деревьев нет, потому и панорама шире. Поговорили мы с водителем, пожалели, что гора заброшена. Ведь туристы с удовольствием бы ходили туда в кафе, например, или на экскурсии. Но для этого надо все ремонтировать и приводить в порядок. Государство этим не занимается, а если частник начнет что-то делать, то, как правило, через полгодика, когда уже все начнет работать, появятся люди, которые вежливо или не очень, просто отберут прибыльный бизнес. Так что государство восстанавливать ничего не хочет, а частники связываться боятся, поэтому и стоит разруха кругом. Все это было странно.

На вокзале мы пересели в маршрутку, которая шла до Псоу, так что надо было выйти у поворота на Пицунду. Доехали быстро и почти без происшествий. Только в одном мете дорогу неожиданно стал перебегать старичок-камикадзе, и водитель так резко затормозил, что пассажиры с сидений пососкальзывали, а у меня чуть голова с плеч не слетела. Но вот мы уже на повороте, вышли и пересекли трассу по пешеходному переходу (раньше его здесь не было, он значительно облегчил жизнь пешеходам). Солнце уже было низко над горизонтом, местность красиво подсвечена его лучами.

Совет: имейте в виду, что вечером после 19.00 из Сухума на общественном транспорте выбраться уже не удастся, придется нанимать индивидуальное такси, а это недешево. Так что рассчитывайте время пребывания правильно.

Мама опасалась, что долго простоим на остановке, но маршрутка подошла сразу. И за проезд взяли всего 30 рублей. Зато водитель не совсем вменяемый - молодой парень, под громкую музыку непрерывно балагурил и ржал со своим приятелем, не слишком следя за дорогой, резко поворачивал, так что пассажиров кидало из сторону в сторону. Сначала он завез какие-то арбузы в Цитрусовый, и только потом поехал в Пицунду. Он явно работал на публику, заигрывая со встречными девицами, болтая с водителями... Было бы забавно, если бы не так опасно, на узких и кривых Пицундских дорогах.

Ну, окончилось все хорошо, мы вышли у рынка. Купили арбуз, печенья, и пришли домой. И почти тут же пришла хозяйка нашей квартиры - по своим делам и напомнить о сроке продления оплаты, если мы здесь остаемся. Угостилась арбузом, рассказала, что эта квартира, как мы и предполагали, принадлежала грузинской семье, и досталась Тамаре после войны. Сказала, что уже 40 лет ее семья живет в том частном домике, где я была в гостях. Что сын у нее сильно пьет, и нигде на работе подолгу не задерживается, что зять контужен на войне, что очень нервный. Короче, проблем у женщины много.

Мы сказали, что завтра решим, продлеваем ли аренду, или съезжаем. Вообще всем здесь нравилось, уже привыкли, и даже то, что море далеко нас не пугало. Я приготовила обед на завтра, мы поужинали, и счастливые собрались спать.

Да, можно сказать, что поездка в Сухуми удалась на славу - погода была замечательная, много чего посмотрели, всем очень понравилось... И все вместе обошлось примерно в тысячу рублей на человека - вместе с дорогой, едой и билетами. На следующий день собирались просто отдыхать на пляже. И спали ночью, как убитые, только я иногда слышала громкий разговор каких-то соседей.

Предыдущий день

Следующий день

Если материал был полезен - поблагодарите автора,

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в студии DV-PRO Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма