Потерянная Абхазия

Мы много раз бывали в Абхазии, начиная с первых лет после войны с Грузией и заканчивая прошлым годом. Посещали не только известные курортные места, но и отдаленные, глухие поселения, куда не ступала нога отдыхающего. Общались с местными жителями, для того, чтобы выяснить их отношение к жизни, к отдыхающим, к россиянам, к своей стране и ее настоящему. Мы любим природу Абхазии, и нам хочется, чтобы у других людей она также вызывала только приятные эмоции, не омраченные неприятностями. Особенно после последних событий с Российскими отдыхающими (надеемся, Вы смотрите новости).

Надо сказать, что Абхазия как место отдыха, сильно отличается от других стран. Не зная некоторых особенностей взглядов местных жителей, Вы можете попасть в неловкие, а то и конфликтные ситуации. Поэтому, искренне желая Вам приятного отдыха, мы хотим поделиться с Вами своими знаниями, которые помогут Вам сэкономить деньги, время и нервы (что иногда важнее любых денег).

Вы спросите, почему Абхазия "потерянная"? Читайте этот материал, и Вы поймете, что сегодня эта прекрасная земля, казавшаяся раем еще несколько десятилетий назад, практически утрачена в том дивном, добром и безмятежном виде и для россиян, и для представителей других стран, и даже для самих абхазов.

Отдых в Абхазии. Советы туристам и отдыхающим

День 9

Воровство на пляже продолжается. Доблестная абхазская милиция

27 августа мы проспали на час дольше из-за вчерашней поездки в Гагру. А мама так вообще, кажется, вставать не собиралась - так вымоталась. Я отправилась на кухню ставить чайник, потом умываться. Народ тоже зашевелился, даже Надежда Степановна проснулась и подала голос - сказала, что сегодня на пляж вряд ли пойдет, по крайней мере, с утра. Она даже к завтраку присоединилась позже. Мы договорились, что на море пойдем до вечера, сразу с обедом, чтобы не терять времени на дорогу и приготовление еды. Мы ведь приехали купаться и дышать свежим воздухом. Так что я собрала еды, сколько было, всякие овощи-фрукты, колбасу, половину арбуза. Мужчины прихватили наши два матраса. Мама пообещала прийти к нам, как только придет в себя.

На улице было так приятно, просто чудо - не жарко, а очень тепло, со свежим ветерком. Вот только, выйдя из подъезда, Александр сразу наступил в местную коровью "живопись" сюрреалистической формы. На входе на пляж я спросила у лотка с помидорами их цену, она оказалась такой же, как на рынке, и я решила купить их потом. На нашем месте мы расположились сразу под деревьями, потому что солнце уже довольно сильно жарило.

На море я заметила, что Александр никак не может расслабиться и отдыхать - он все время оглядывался, следил, кто идет по тропинке. Не оставляли его мысли про воров, видимо трудно было осознавать, что в таком красивом месте бродят мерзавцы. Я присоединилась к этому наблюдению, даже во время зарядки и купания в море мы периодически посматривали за ситуацией на берегу. Только Василий безмятежно и расслабленно предавался отдыху - бродил по камушкам, смотрел на сосновые вершины в небе, запрокинув голову, плескался с улыбкой в волнах.

Позже я уселась вязать, продолжая следить за тропинкой. Александр поглядывал туда же. Он первый заметил парня, показавшегося ему подозрительным. Абхаз на пляже - это явление редкое, к тому же шел он чересчур напряженно. Но мое внимание несколько усыпило полотенце у него на плече - мало ли, пошел человек купаться. И я не стала смотреть на него дальше. А зря... От линии прибоя я еще раз взглянула, где этот абхаз - он стоял на высоком мысочке, сняв футболку, и вроде как любовался морем. Я совсем успокоилась, и снова вернулась к вязанию. Затем этот парень прошел мимо меня по тропинке, свернул на гальку, помахал кому-то рукой, улыбнулся и пошел к морю.

Я немного удивилась - вроде, в этом месте берега его земляков не было. Но, может он увидел знакомого в море? Я продолжила вязать. Он, между прочим, уже снял не только майку, но и серые спортивные штаны, и шел в одних плавках, неся одежду и серое полотенце в руках. Когда я, довязав очередной ряд, через минуту подняла голову, парень уже шел назад, в нашу сторону. При этом у него было почему-то два полотенца - серое на руке, и оранжевое - на плечах. Я лениво подумала, что это странно, ходить купаться с двумя полотенцами... Между тем он ушел по тропинке в сторону санатория.

А через несколько минут из моря вышли муж с женой (мы их уже несколько дней видели неподалеку), подошли к своим вещам, и я услышала их голоса - "ну точно, своровал". Они направились к нам, и сообщили, что вор украл кошелек с деньгами и полотенце. И, самое обидное, они видели, как он все это проделал, но были слишком далеко в море. Хорошо хоть, в кошельке были не все деньги, и не лежали никакие документы. Но все равно противно. Мы сообщили им, что видели, кто украл, что это уже не первый случай, и стали звонить в милицию, хотя сами пострадавшие как-то не горели желанием писать заявление и вообще связываться с органами. Говорили - да фиг с ними, с деньгами, у нас еще остались, нам хватит.

Я стала им объяснять, что дело ведь не в сумме пропажи, а в том, что эти мерзавцы ходят по пляжу, и у других людей могут украсть гораздо больше, ведь у хороших людей уже стащили дорогущий фотоаппарат. Они согласились, сказали: ах, да, мы же были свидетелями, оказалось, они тоже видели тех парней, они мимо них прошли два раза. В дежурную часть я сообщила приметы вора, и где я нахожусь на пляже. Уже через 10 минут, как ни странно, подъехали милиционеры. Мы все рассказали, кто что видел. Потом подъехал Гена, один из тех, кто опрашивал нас позавчера. Ему я сказала, что смогу опознать урода, который украл деньги.

К моему изумлению, этот Гена, весь дерганный и нервный, еще стал на нас же наезжать - мол, на наших глазах совершено преступление, а мы даже ничего не сделали. Говорит, надо было его хоть камнем по башке долбануть! Мы просто офигели от таких речей - представьте, я, гражданка России, стукнула на пляже камнем по голове гражданина Абхазии. Меня бы и посадили в абхазскую кутузку. Короче, все ему ответили, что приехали в его чудную страну отдыхать, а не ловить воров, и может, ему стоит заняться своим делом? Он стал жаловаться, что пришлось ему по жаре бегать и искать по моим приметам этого парня, никого не нашел, только вспотел. Почему-то мы ему совсем не сочувствовали.

Совет: не забывайте, если Вы на отдыхе никого подозрительного не замечаете, это не значит, что никого нет. За отдыхающими частенько наблюдают, причем не сами воры, а наводчики, которые примечают, где и кто беспечно себя ведет, и сообщают непосредственным ворам, куда идти и чем там можно поживиться. Поэтому, если Вы все же заметили местных наблюдателей, советуем Вам их сфотографировать - как часть пейзажа или специально, это может пригодиться Вам или другим пострадавшим от воров, будет что показать милиции. Обратите внимание, праздный абхаз на пляже, не торгующий ничем, а просто гуляющий и любующийся морем - явление почти нереальное. Так что если видите такого - это уже подозрительно. Местные жители на море ходят купаться очень редко.

Подошла мама, села на бревнышко читать. Александр уплыл на дальний заплыв. А я только успела немного позагорать на спинке, как позвонил патрульный Яник, и попросил меня подойти к дороге, чтобы меня отвезли на опознание - кого-то задержали. Я оделась, взяла сумочку, и пошла. На машине меня повез этот Гена, все так же сильно нервничая. Я стала пристегивать ремень безопасности, а он говорит - не надо пристегиваться! Я возразила, что в Абхазии считаю такую меру необходимой. Он фыркнул, и с места автомобиль так рванул, что я поняла - моя мысль верна. В одно мгновение он домчал до ОВД, я поднялась на второй этаж, подошла к окну, а в это время внизу вывели двух парней.

Ничего общего с теми приметами, что я описывала. Все сходство ограничивалось тем, что один рыжеватый, а другой темноволосый и в серых джинсах. В моих описаниях фигурировали парни ростом 170, худые, с продолговатыми лицами и достаточно длинными волосами. А под окном стояли два коренастых коротыша, с круглыми головами и лицами, типично русскими, с очень короткой стрижкой, да рыжий еще и с бородой. Просто улет. Я даже засмеялась, повторила приметы еще раз. Обратно подбросить меня на пляж даже не предложили. Ну ладно, дойду сама, подумала я.

На входе купила помидоров и полкило орехов, и вернулась к своей компании. Александр уже приплыл, и я расположилась рядом с ним вязать и загорать. Периодически мы утоляли жажду арбузом. Через некоторое время Василий, вернувшийся с прогулки, объявил, что уже и есть хочется. Мы сели обедать разными вкусностями, но спустя буквально три минуты у меня опять зазвонил телефон, и милиция снова вызвала меня ко входу на пляж - поймали еще одного подозрительного типа.

Я со вздохом отложила обед, опять оделась и пошла. На этот раз парня мне показали прямо в машине. На первый взгляд, его лицо показалось мне похожим на лицо воришки, но вот плечи были узковаты. Бедный юноша испугался, стал говорить "Кто похож, я? На кого?" Я попросила его успокоиться и выйти из машины. Вышел он, и меня снова пробил хохот - ведь сказала, что рост похитителя около метра семидесяти, а этот еле-еле 150 сантиметров в прыжке. Крошечного ростика, худенький... Только одежда по цвету совпадала. Так что, разочаровав милиционера полным несовпадением, я пошла обратно. Увидела другого милиционера, Яника, и попросила его напомнить приметы парней оперативнику Гене, чтобы не таскали мне всех подряд.

На всякий случай, я прогулялась по всей длине пляжа, высматривая потихоньку ворюг. Никого не заметила, вернулась в компанию. Там как раз мама искупалась, и согласилась на процедуру закапывания ног в горячий песок. Долго сидела, книжечку читала, грелась. Видно было, что женщина вошла во вкус отдыха, и получает удовольствие от нашей спокойной жизни у моря. Александр читал, Василий ушел куда-то в сторону санатория «Пицунда» и его долго не было, мы даже волноваться стали.

Совет: несмотря на то, что в Абхазии большая часть пляжей галечные, есть места, где проглядывают участки крупного песка. И вот в этот песок очень полезно закапывать тело целиком или только ноги - это помогает от разных недугов, например, от болезней суставов. На курорте Анапа, где все пляжи песчаные, такие прогревающие процедуры проводят за деньги, под контролем врачей. Ну, а в Абхазии Вы можете заниматься таким лечением самостоятельно - это неопасно и очень приятно, лишь бы песок был как следует нагрет.

Когда Василий пришел обратно, сказал, что море там намного лучше! Вода прозрачная, волн нет. Правда, и отдыхающих в сто раз больше. Так вот, пока он ходил, у нас появился в поле зрения еще один абхаз в синих шортах и темно-серой майке - точно в той же одежде, что несколько дней назад рыжий вор. Я так поняла, что они вещами меняются, чтобы каждый раз по-другому выглядеть. Он ходил все также, с телефоном в руке, внимательно оглядывая отдыхающих - у кого что можно стянуть. Александр немного последил за ним, да и Борис (пострадавший, у кого украли кошелек и полотенце) - тоже пошел смотреть, чем занимается парень. Но уж как-то совсем в лоб - видно напугал его, и тот слинял с пляжа.

Через пару часов подозрительный абхаз появился снова, и Саша, надев шорты, потихоньку пошел за ним. Проследил его до кафе, и видел, как тот пытался украсть вещи, но ему помешали. Женщина ушла купаться, оставив все без присмотра. Парень приблизился с обычными отвлекающими уловками к вещам, но, как только он их хотел взять - из моря совсем рядом вышел мужчина, и парню пришлось ретироваться. Потом он вышел с пляжа, вошел в магазин через дорогу, и кому-то позвонил. Тут же к магазину подошел еще один, с такими же манерами. Видно, они работают здесь парами, а у магазина - место встречи.

Мы сообщили милиции об этих двух странных типах, но сотрудники органов просто жгли напалмом - прислали несколько патрульных в форме на пляж! Естественно, поймать никого в таком виде невозможно, разве что распугать. Когда Саша их увидел, он офигел. Подошел к ним и спросил, что они здесь делают в таком виде? Они ответили, что их отправило начальство, ловить воров. Александр порекомендовал им поменять одежду на пляжную, тогда еще у них будет шанс. Это просто удивительно, каких странных людей держат в милиции. Они либо реально не понимают, как ловят воров, либо вообще не заинтересованы в поимке.

Совет: Если Вы сталкивались с полицией у себя на Родине, то понимаете, что не все сотрудники выполняют свои обязанности так, как должны. Так вот, в Абхазии с этим еще хуже. Поэтому советуем Вам стараться вообще избегать ситуаций, где может понадобиться помощь местной милиции - надежды на нее никакой. Ну, а если все же помощь потребовалась - ведите себя активнее и увереннее, требуйте внимания к своей проблеме, иначе просто никаких шансов не будет.

Часа в четыре мама решила идти домой, а то уже устала от жары. А мы еще пару часов пробыли у моря - плавали, болтали. В том числе поговорили с этим пострадавшим, Борисом, который изображал из себя бывалого оперативника, и пытался объяснять нам, по каким правилам работают местные преступники. Это было понятно и без него. Его жена хотела написать заявление, но муж оказался настолько ленив и глуп, что ничего писать не стал, оправдываясь, что оперативник ему лично пообещал вора поймать! Наивный...

После четырех большая часть отдыхающих ушла по домам, и на пляже стало как-то мало народа, тихо, подул приятный свежий ветерок, воздух был ласковый и томный. Появилось ощущение именно южного отдыха у моря. И волны шли правильные, ровно бьющие в берег, не мешающие купаться, которые не сносят в сторону. Еще мы видели разные объекты в небе - сначала очень низко летал маленький самолет, прямо чуть ли не воду шасси бороздил; потом пролетал клин каких-то белых птиц, Александр сказал, что это, вероятно, гуси.

Между прочим, сегодня Вася выяснил, что фотографии, которые он делал в Гагре вчера сотовым телефоном, скажем так, не удались. Оказалось, что карта памяти под завязку занята снимками со всяких прежних поездок (годичной давности!), и последние фото, которые туда поместились - из города Уфа... На вопрос, что же он не почистил флэшку и не скинул фото в компьютер перед поездкой, Василий пожал плечами. Александр был прямо озадачен. Решили завтра в Сухуми купить карту памяти для фотоаппарата Василия (правда, он сломан - фокус ловит один раз из тридцати). Называется, человек поехал отдыхать - взял сломанный фотоаппарат и заполненную флэшку...

Когда шли домой, по пути зашли к нашей прежней хозяйке, Тамаре Ивановне, с просьбой помочь найти водителя, который бы свозил нас в горы, она обещала подумать. И еще Александр подошел к водителю на старенькой машинке с тем же вопросом, тот записал наш телефон и сказал, что решит проблему. Я в это время общалась с очаровательным рыжим котенком, который терся о мои ноги. Я угостила его свежим батоном. Завтра дам ему колбасы.

На рынке купили продуктов, с удивлением отметив, что сильно подорожали огурцы, без видимых на то причин. Неделю назад они были по 40 рублей, а сейчас уже 70! Я попыталась спросить, с чем связано внезапное подорожание? Никто из торговцев ничего внятного не ответил. На вопрос, не в жадности ли дело, тоже молчали...

Пришли мы домой, отварили макароны, поели их с салатом. Я еще успела помыть полы, заслужив похвалу Александра. Все помылись в душе, посовещались и решили завтра ехать в Сухуми.

Предыдущий день

Следующий день

Если материал был полезен - поблагодарите автора,

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в студии DV-PRO Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма