Потерянная Абхазия

Мы много раз бывали в Абхазии, начиная с первых лет после войны с Грузией и заканчивая прошлым годом. Посещали не только известные курортные места, но и отдаленные, глухие поселения, куда не ступала нога отдыхающего. Общались с местными жителями, для того, чтобы выяснить их отношение к жизни, к отдыхающим, к россиянам, к своей стране и ее настоящему. Мы любим природу Абхазии, и нам хочется, чтобы у других людей она также вызывала только приятные эмоции, не омраченные неприятностями. Особенно после последних событий с Российскими отдыхающими (надеемся, Вы смотрите новости).

Надо сказать, что Абхазия как место отдыха, сильно отличается от других стран. Не зная некоторых особенностей взглядов местных жителей, Вы можете попасть в неловкие, а то и конфликтные ситуации. Поэтому, искренне желая Вам приятного отдыха, мы хотим поделиться с Вами своими знаниями, которые помогут Вам сэкономить деньги, время и нервы (что иногда важнее любых денег).

Вы спросите, почему Абхазия "потерянная"? Читайте этот материал, и Вы поймете, что сегодня эта прекрасная земля, казавшаяся раем еще несколько десятилетий назад, практически утрачена в том дивном, добром и безмятежном виде и для россиян, и для представителей других стран, и даже для самих абхазов.

Отдых в Абхазии. Советы туристам и отдыхающим

День 7

Воровство на пляжах Абхазии. Ночной ураган

Утром 26 августа мы увидели на небе переменную облачность, хотя в 5 часов утра все было обложено черными тучами. Собрались и отправились на море, оставив дома только Надежду Степановну, которая пожелала собраться и пройтись не торопясь, в свое удовольствие. По прохладе дошли мы до берега, еще издали отметив сильный ветер и услышав рев прибоя. И точно, на море было волнение, и оно все усиливалось. Очень свежий ветер дул изо всех сил. Поэтому мы расположились не у воды, а под соснами, и стали делать зарядку. Я даже на скакалке попрыгала.

Ну, посидели немного, а потом все же решили с Сашей искупаться - не такие уж и большие были волны, всего до пояса. Забрались в воду, волны подкидывали нас и периодически накрывали с головой. Через какое-то время к нам присоединился и Василий. Чудесно было, что море намного теплее, чем воздух, так хорошо мы плескались в ласковой, хотя и бурной, воде! Я еще немножко посидела в полосе прибоя, как в джакузи, а потом ушла под сосенки, где ветер намного меньше.

Съели мы по очень вкусному яблоку, и я решила отправиться на поиски мамы, потому что уж слишком долго ее не было. Переодевшись, наказала мужчинам купить овощей по дороге домой, и пошла в сторону выхода. И только свернула на тропинку к калитке - смотрю - вот она! Идет, вся в белом, улыбается. Оказалось, что после нашего ухода она собралась, вышла на улицу, спустившись в лифте в компании троих мужчин, и прямо у подъезда налетевший порыв ветра сорвал с нее шляпу и кинул далеко в сторону, а ее просторную тунику так закрутил вокруг ног, что она чуть не упала при попытке шагнуть. И вот, пробегав довольно долго за шляпой, она замерзла под порывами ветра, и решила подняться домой, переодеться в более подходящий к погоде наряд.

В лифте она стала что-то поправлять в одежде или прическе, и отпустила кнопку лифта (абхазского лифта), и он открыл двери совсем на другом этаже. Ведь для того чтобы попасть, например, на пятый этаж, надо держать пальцем кнопку с цифрой 5 до тех пор, пока не приедешь. В квартире нужно было погладить брюки, потом снять стресс и выпить кофе, потом, наконец, она вышла и направилась к нам, но медленно... Вот так и день прошел, можно сказать. Ну, я развернулась, и пошла вместе с мамой обратно к мальчикам. Она сразу уселась читать книжку и дышать морским воздухом, а я стала наговаривать на диктофон последние события.

Мы еще немного побыли на пляже, и отправились на обед. После обеда народ почувствовал себя утомленным, у мамы коленки побаливали, а Василий прилег часок отдохнуть. Мы с мамой просто решили чуток посидеть, поболтать, а Александр пошел к морю один, чтобы как можно больше дышать свежим ветром и любоваться природой. Договорились, что мы подойдем немного позже, и потом все вместе пройдем по берегу в санаторий Пицунда.

Минут через 40 мы с мамой побрели на пляж, беседуя о жизни. Погода наладилась, сияло солнце, вокруг все дышало покоем и ленью. Мы присоединились к Саше, полежали немного под соснами. По тропинке мимо нас несколько раз прошли два молодых абхаза, и я заметила, что они зачем-то направлялись в сторону супружеской пары, отдыхавшей невдалеке. И вдруг через некоторое время эти люди, отдыхающие, что-то засуетились, и подошли к нам с вопросом, не видели ли мы, кто украл их фотоаппарат, лежавший в сумке рядом с дремлющим мужем? Мы поняли, что парни бродили здесь не просто так, и, оставив маму ждать Василия, отправились с потерпевшими искать милицию.

Оказалось, что весьма дорогой фотоаппарат, стоимостью больше ста тысяч, уплыл, пока они расслабленно заснули в тишине. И теперь у людей были абсолютно горестные лица - не только стоимость пропавшего фотоаппарата их волновала, главное, что они давно мечтали съездить в Абхазию, приехали - а ничего на память не останется. Украли не только фотоаппарат, но и все снимки за отпуск! Потому мы и захотели им помочь, что были потрясены такой бедой.

Совет: В Абхазии много воровства. Нет, не так, в Абхазии ОЧЕНЬ МНОГО ВОРОВСТВА. Воруют везде, на пляже, из машин, в гостиничных номерах и квартирах, где живут отдыхающие. Могут ограбить нетрезвого человека или женщину в тихом местечке. Когда после войны с Грузией туристы только начали приезжать в Абхазию, у местного населения был негласный закон - не трогать тех, кто приезжал на отдых. Источника денег-то другого не было.

Сейчас все поменялось, отдыхающих так много, что абхазы не видят смысла их оберегать и сдерживать своих отморозков, воров и мошенников. Поэтому главный совет - не теряйте бдительность ни на секунду, не оставляйте свое имущество без присмотра ни на минуту. В этой стране практически каждый постарается Вас обмануть, обокрасть или втюхать Вам какую-нибудь ерунду. Конечно, это непросто, Вы же приехали на отдых и хотите расслабиться. Но что из этого может получиться, Вы уже поняли. А ведь могут украсть все деньги, или все вещи и документы, или все вместе... Вот тогда у Вас начнутся настоящие проблемы, которые испортят Вам и отпуск и нервы.

Если Вы приехали не в одиночку, то купайтесь и отлучайтесь от вещей по очереди, либо не берите с собой ничего, что было бы не жалко потерять. Если Вы один - знакомьтесь с постоянными соседями по пляжу, просите их приглядеть за вещами, если отошли куда-то, или опять же, не берите ничего ценного на пляж. Даже если на пляже поблизости вроде бы никого нет - не расслабляйтесь, скорее всего, за Вами наблюдают...

В будке охраны гостиницы мы узнали, где находится отделение милиции, оно было у Храма, прямо в центре. В дежурке сидел очень толстый и неопрятный милиционер. Перед ним на столе на газетке лежали куски колбасы, сыра, хлеба, стоял жуткий запах чеснока. Время, замечу, было вовсе не обеденное. Дежурный не извинился за столь нерабочую обстановку, а просто спросил глухим басом "Чо хатели?". Наши соседи по пляжу ответили, что хотели написать заявление о краже личного имущества. С очень недовольным видом он стал куда-то звонить, и через некоторое время к нам подошли оперативники, отвели нас всех в разные кабинеты - опрашивать.

Все это длилось очень долго. Сначала с нами общался один, потом в кабинет пришел другой и стал задавать те же самые вопросы, затем заглянул третий, ему тоже было интересно расспросить все подробности, Наконец они определились, кто все-таки будет с нами работать, и с нас взяли показания, а с потерпевших - заявления. Мы сказали, что видели возможных похитителей, и уже пару дней наблюдали одного из них - молодой абхаз, явно не отдыхающий, у него не было пляжных принадлежностей, вел себя странно - ходил по дорожкам, внимательно осматривая отдыхающих, а когда кто-то проходил мимо него, доставал свой сотовый телефон и начинал делать вид, что разговаривает, причем нес какую-то ерунду.

Мы его и запомнили именно потому, что он по несколько раз за день проходил туда-сюда, и при приближении к нему людей, начинал слишком громко говорить в телефон, как-то наигранно, что он должен немедленно нанять машину за любые деньги. А то, что мы видели его несколько раз, помогло его хорошо запомнить. Ростом с меня, темная майка, яркие синие шорты, светлые рыжеватые волосы, светлые (серые, вероятно) глаза, удлиненное лицо, длинный нос с горбинкой. Короче, опознать бы смогли. Второго рассмотрели не так хорошо. Вот в милиции мы все это и рассказали.

А в это время в соседнем кабинете людей пытались любыми способами отговорить писать заявление - если вы напишете, вместо отдыха на море вам придется каждый день мотаться в Гагру, вас замучают следственными действиями, оно вам надо, и никакого отдыха-то у вас не будет. Пытались всячески намекнуть, что мол сами виноваты - такую дорогую технику привезли, на пляж ее принесли, да и вообще, зачем приперлись в Абхазию, сидели бы дома? Так что сами виноваты, и еще жалуетесь... А фотографировать можно и сотовым телефоном. Люди были в шоке от таких речей. Но все равно написали заявление.

Нам дали посмотреть толстенный альбом с фотографиями всех мазуриков Пицунды - вдруг узнаем "своего"? Примерно 300 фотографий. Мы добросовестно всех посмотрели, но того типа среди фото не было. Милиционеры сказали, что это, наверное, заезжий, а это сильно осложняет дело.

Совет: абхазская милиция, впрочем, как и российская, часто всеми силами пытается убедить пострадавших не писать заявления под предлогом того, что "и так все вам найдем", или "да зачем вам мучиться, все равно уже ничего нельзя сделать". Так вот, заявление надо писать обязательно! Если Вы поддались уговорам и не написали, то даже если вора совершенно случайно найдут, Вам будет крайне трудно доказать, что у него нашли именно Ваше имущество. По заявлению все равно больше шансов, что милиция хоть что-то будет делать.

Мы подождали их во дворе, после общения с абхазской милицией они еще больше погрустнели, затем обменялись координатами, пожелали удачи и пошли домой, ужинать. На душе был неприятный осадок - сознавать, что рядом ходят воры, противно. И еще противнее от общения с местной милицией и их отношения к людям. Когда подошли к дому - мама сидела на пенечке, ждала нас, ведь ключ остался у Василия. Она ушла раньше, чтобы зайти в книжный магазин. Пока мы готовили ужин, вернулся и Василий. За ужином мы поделились с ним печальной историей кражи на пляже. Мы договорились, что утром едем в Гагру, разошлись по комнатам, и через некоторое время легли спать. Но, как выяснилось, ненадолго...

Где-то в два часа ночи я проснулась от резкого шума - грохота и рева ветра, а по комнате несся поток воздуха, и в темноте метнулась большая тень - это ветер подбросил наш надувной матрас и швырнул его на пол. Темноту прорезали вспышки молний, балконное окно так хлопнуло, что я испугалась, не выпадут ли стекла. И, самое удивительное, весь дом вибрировал и трясся, было ощущение, что на крышу садится самолет, или начинается землетрясение. Свет погас во всем городе, и было совершенно темно. Я вскочила и пулей вылетела на балкон - закрыть окно. Успела заметить, как в свете фар проезжающей машины над дорогой летает разный мусор, коробки, пакеты, ветки деревьев - довольно крупные. Короче, ураган. Мы даже подумали, а безопасно ли оставаться в старой многоэтажке, не развалится ли она сейчас?

Закрыв окно, я побежала в комнату к маме, и, входя, услышала, как она тихонько говорит "помогите, помогите". Мама стояла у окна, придерживая его руками, но ей не хватало силы, чтобы окончательно его закрыть. Мне стало смешно. Я помогла закрыть окно, и мы вместе заглянули к Василию - он тоже проснулся и боролся со своим окном. Никто ничего не понимал. Александр тоже встал, и тут мы услышали, что на улице начался тропический ливень.

А ветер продолжал реветь и трясти дом. Дом старый, ремонта не видел много лет, во все щели задувал ветер, и дом буквально стонал. Везде хлопали и грохотали окна, люди двигали мебель, бегали по квартирам, какой-то мужчина что-то кричал по-абхазски, на улице люди отгоняли свои машины... Разгул стихии, одним словом. Все закрыв, мы вроде успокоились, еще немного посмотрели в окно на эту чехарду, да и легли спать дальше, в надежде, что дом все-таки выстоит...

Совет: если Вы вывешиваете свои полотенца, плавки или другое белье сохнуть на веревки, натянутые перед балконом (как во многих абхазских квартирах), или во дворе, то нужно иметь в виду, что такие грозы происходят неожиданно, с сильными порывами ветра. Поэтому, во-первых, обязательно закрепляйте белье прищепками, чтобы не сорвало и не унесло, а во-вторых, следите за погодой.

Предыдущий день

Следующий день

Если материал был полезен - поблагодарите автора,

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в студии DV-PRO Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма